Мицубиси - Электрическое оборудование двигателя - АвтоСправочник

Перейти к контенту

Главное меню:

Мицубиси - Электрическое оборудование двигателя

Библиотека > Мицубиси Каризма
 

Пособия по ремонту, эксплуатации и техническому обслуживанию автомобилей Mitsubishi
Mitsubishi Airtrek , Mitsubishi Aspire , Mitsubishi ASX , Mitsubishi Canter , Mitsubishi Cargo , Mitsubishi Carisma , Mitsubishi Cedia , Mitsubishi Challenger , Mitsubishi Chariot , Mitsubishi Colt , Mitsubishi Delica , Mitsubishi Diamante , Mitsubishi Dingo , Mitsubishi Dion , Mitsubishi Eclipse , Mitsubishi Endeavor , Mitsubishi Fuso , Mitsubishi Galant , Mitsubishi Grandis , Mitsubishi i-MiEV , Mitsubishi L200 , Mitsubishi L300 , Mitsubishi L400 , Mitsubishi Lancer , Mitsubishi Legnum , Mitsubishi Libero , Mitsubishi Mirage , Mitsubishi Montero , Mitsubishi Outlander , Mitsubishi Pajero , Mitsubishi RVR , Mitsubishi Shogun , Mitsubishi Space Gear , Mitsubishi Space Runner , Mitsubishi Space Star , Mitsubishi Space Wagon , Mitsubishi Triton , Mitsubishi Warrior , Mitsubishi двигатели

Руководство по ремонту Мицубиси Каризма
Руководства по ремонту и эксплуатации Mitsubishi
Название книги

MITSUBISHI CARISMA 1995-2003 бензин / дизель Пособие по ремонту и эксплуатации

Издательство
Ротор
ISBN
978-5-91770-121-9

Руководство по ремонту Мицубиси Каризма, устройство, руководство по эксплуатации и техническому обслуживанию Mitsubishi Carisma, которые выпускались с 1995 до 2003 года

Содержание главы руководства по ремонту Мицубиси Каризма

9. Электрическое оборудование двигателя

  • Технические характеристики и данные

  • Общие сведения

  • Проверка падения выходного напряжения генератора

  • Проверка тока отдачи генератора

  • Проверка регулятора напряжения

  • Генератор

  • Стартер

  • Стартер с прямой передачей

  • Стартер с понижающей передачей

  • Система зажигания

  • Проверка катушки зажигания

  • Проверка высоковольтных проводов

  • Проверка и очистка свечей зажигания

  • Распределитель зажигания двигателя SOHC

  • Распределитель зажигания двигателя DOHC

  • Датчики положения распределительного и коленчатого валов двигателя DOHC

  • Датчик детонации

  • Система предпускового подогрева дизельного двигателя



9.2. Общие сведения
Меры безопасности  при обслуживании  автомобилей,  оборудованных  дополнительной  системой пассивной  безопасности (SRS)
В систему SRS входят следующие компоненты: электронный блок управления SRS, контрольная лампа SRS, модули надувных подушек безопасности, пружина часового типа и соединительные провода.
Неквалифицированное обслуживание или ремонт какого-либо компонента системы SRS (а также связанного с системой SRS компонента) может привести к травме или гибели обслуживающего персонала (в результате несанкционированного срабатывания надувной подушки безопасности), а также водителя и переднего пассажира (в результате неработоспособности системы SRS после неквалифицированного обслуживания или ремонта).
Техническое обслуживание или ремонт любого компонента системы SRS (либо связанного с нею компонента) должны выполняться только официальным дилером Mitsubishi.
С положительным источником питания потребители соединяются проводом, а с отрицательным – через кузов автомобиля («массу»). Такой метод позволяет уменьшить число проводов и упростить монтаж.

Система зарядки

Система зарядки использует энергию генератора переменного тока для поддержания аккумуляторной батареи в заряженном состоянии независимо от изменения электрической нагрузки.
Возникающее при вращении ротора генератора переменное магнитное поле индуцирует в обмотке статора переменную по величине и направлению ЭДС (переменное напряжение).
Проходя через выпрямительные диоды, переменное напряжение преобразуется в постоянное. Среднее значение выходного напряжения генератора незначительно изменяется в зависимости от нагрузки.
При повороте ключа зажигания в положение «ОN» («ВКЛ.») ток проходит через обмотку ротора и происходит начальное намагничивание обмотки (возбуждение генератора).
Когда после пуска двигателя на обмотке статора вырабатывается напряжение, то обмотка возбуждения (ротора) питается от выходного тока обмотки статора, выпрямленного тремя выпрямительными диодами. При увеличении тока возбуждения выходное напряжение генератора возрастает, а при уменьшении тока возбуждения – падает.
Когда напряжение аккумуляторной батареи достигает заданного значения 14,4 В (вывод «S» генератора), ток возбуждения отключается. При уменьшении напряжения аккумуляторной батареи ниже заданного значения регулятор напряжения, управляя током обмотки возбуждения, поддерживает выходное напряжение генератора на постоянном уровне. Кроме того, когда величина тока возбуждения постоянна, то выходное напряжение генератора возрастает с увеличением частоты вращения коленчатого вала двигателя.

Система пуска двигателя

При повороте ключа зажигания в положение «START» («СТАРТЕР») через втягивающую обмотку тягового реле стартера проходит ток, перемещая якорь тягового реле.
Якорь тягового реле перемещает рычаг привода (вилку), который, в свою очередь, вводит шестерню привода в зацепление с зубчатым венцом маховика. Одновременно, перемещение якоря тягового реле замыкает контакты «В» и «М».
В результате ток начинает проходить через обмотки якоря стартера (а также удерживающую обмотку тягового реле), включив тем самым электродвигатель стартера. Когда после пуска двигателя ключ зажигания возвращается в положение «ON» («ВКЛ.»), муфта свободного хода стартера выводит шестерню привода из зацепления с зубчатым венцом маховика.
Для предохранения разноса стартера двигателем между шестерней привода стартера и якорем установлена муфта свободного хода.       


Система зажигания

Система зажигания осуществляет воспламенение топливовоздушной смеси в цилиндрах двигателя в определенный момент в зависимости от частоты вращения коленчатого вала двигателя и нагрузки. На автомобилях устанавливаются различные типы систем зажигания.
Система зажигания питается от бортовой сети автомобиля. В катушке зажигания напряжение бортовой сети автомобиля преобразуется в высокое напряжение. Высокое напряжение используется для образования искры между электродами свечей зажигания в цилиндрах двигателя в такте сжатия. Цепь низкого напряжения или первичная цепь состоит из электропроводки, которая соединяет аккумуляторную батарею, выключатель зажигания, первичную обмотку катушки зажигания и электронный блок зажигания. Цепь высокого напряжения или вторичная цепь состоит из высоковольтной обмотки катушки зажигания, центрального высоковольтного провода, распределителя зажигания, ротора распределителя, высоковольтных проводов свечей зажигания и свечей зажигания.
Катушка зажигания преобразует прерывистый ток низкого напряжения (+12 В) в ток высокого напряжения для пробоя воздушного зазора между электродами свечей зажигания. Катушка зажигания представляет собой трансформатор с разомкнутым магнитопроводом, который состоит из внутреннего сердечника и наружного кольцевого магнитопровода. Вторичная обмотка, имеющая большое число витков, намотана вокруг сердечника. Первичная обмотка (с меньшим числом витков) намотана поверх вторичной.
Система зажигания работает следующим образом. При подаче напряжения на первичную обмотку катушки зажигания в ней возникает магнитное поле. Для включения и выключения напряжения, подаваемого к первичной обмотке катушки зажигания, используется электронный блок.
При выключении напряжения на первичной обмотке катушки зажигания падение напряжения магнитного поля во вторичной обмотке генерирует высокое напряжение, которое через распределитель зажигания подается к свече соответствующего цилиндра. Затем напряжение снова подается к первичной обмотке катушки зажигания, в результате чего магнитное поле увеличивается и цикл повторяется для подачи высокого напряжения к следующей свече зажигания.

Система предпускового  подогрева дизельного  двигателя

Свечи накаливания уменьшают время, необходимое для пуска двигателя в условиях низкой температуры окружающего воздуха.
Электронный блок управления двигателя контролирует как время, в течение которого ток нагревает свечи накаливания после включения зажигания, так и время работы контрольной лампы свечей накаливания в соответствии с температурой охлаждающей жидкости двигателя.

Меры предосторожности  при работе с системой  электрооборудования
При выполнении работ на электрической системе, чтобы не повредить полупроводниковые устройства (диоды и транзисторы), необходимо выполнять следующие требования:
– во время работы двигателя не отсоединяйте аккумуляторную батарею, генератор переменного тока или любые электрические разъемы;
– при проведении любых работ снимите провод с отрицательной клеммы аккумуляторной батареи;
– при проведении электросварочных работ на автомобиле отключите генератор переменного тока и электронное контрольное устройство;
– не допускайте работы двигателя с отсоединенным от электрической системы генератором;
– не проверяйте работоспособность генератора, замыкая его выходные контакты на «массу».



9.3. Проверка падения выходного напряжения генератора
Данная проверка необходима для оценки состояния провода от вывода «В» генератора до положительной клеммы аккумуляторной батареи (включая плавкую вставку).
1. Перед началом теста проверьте:
– установку генератора;
– натяжение ремня привода генератора;
– плавкую вставку;
– отсутствие посторонних шумов от генератора при работе двигателя.
2. Поверните ключ зажигания в положение «OFF» («ВЫКЛ.»).
3. Отсоедините провод от отрицательной клеммы аккумуляторной батареи.

Схема проверки падения выходного напряжения генератора

Рис. 9.1. Схема проверки падения выходного напряжения генератора: 1 – генератор; 2 – вывод «В»; 3 – вольтметр; 4 – амперметр; 5 – аккумуляторная батарея


4. Отсоедините провод от вывода «В» генератора и подсоедините амперметр (постоянного тока) с диапазоном 0–100 А последовательно между выводом «В» и отсоединенным от генератора проводом (подсоедините провод от «+» амперметра к выводу «В» генератора, а затем провод от «–» амперметра к отсоединенному от генератора проводу) (рис. 9.1).

       ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
Рекомендуется использовать амперметр с индуктивным датчиком («токовыми клещами»), который позволяет измерять силу тока без отсоединения провода от вывода «В» генератора. Использование амперметра данного типа позволяет уменьшить возможное падение напряжения из-за плохого контакта провода с выводом «В» генератора.

5. Подсоедините цифровой вольтметр к выводу «В» генератора и положительной клемме аккумуляторной батареи (подсоедините провод от «+» вольтметра к выводу «В» генератора, а провод от «–» вольтметра — к клемме «+» аккумуляторной батареи).
6. Подсоедините тахометр.
7. Вновь подсоедините провод к отрицательной клемме аккумуляторной батареи.
8. Оставьте капот автомобиля открытым.
9. Пустите двигатель.
10. Поддерживая частоту вращения коленчатого вала двигателя 2500 мин-1, включайте и выключайте фары головного света и фонари наружного освещения, регулируя тем самым нагрузку на генератор таким образом, чтобы ток отдачи (показываемый на амперметре) был немного выше 30 А.
11. Постепенно снижайте частоту вращения коленчатого вала двигателя до тех пор, пока сила тока на амперметре не будет равной 30 А. Одновременно считайте показания вольтметра.
Предельно допустимое значение падения напряжения – максимум 0,3 В.

       ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
Если выходная мощность генератора высока и вам не удается включением нагрузки снизить показания амперметра до 30 А, установите значение тока 40 А. Снимите показания вольтметра для этого случая.

12. Если показания вольтметра превышают предельно допустимое значение, вероятно, возникла неисправность в цепи, идущей от вывода «B» генератора. В этом случае следует проверить цепи между выводом «В» генератора и положительной клеммой аккумуляторной батареи (включая плавкую вставку).
13. Если крепление провода к выводу генератора ослабло или изоляция проводов в жгуте поменяла свой цвет вследствие перегрева, то устраните неисправность и проведите повторную проверку.
14. После проведения проверки дайте двигателю поработать на холостом ходу.
15. Выключите все наружное освещение и зажигание.
16. Отсоедините провод от отрицательной клеммы аккумуляторной батареи.
17. Отсоедините амперметр, вольтметр и тахометр.
18. Подсоедините штатный провод к выводу генератора «В».
19. Подсоедините провод к отрицательной клемме аккумуляторной батареи.


9.4. Проверка тока отдачи генератора
Данный тест определяет, соответствует ли ток отдачи генератора номинальному значению.
1. Перед началом теста проверьте:
– установку генератора;
– аккумуляторную батарею;
– натяжение ремня привода генератора;
– плавкую вставку;
– отсутствие посторонних шумов от генератора при работе двигателя.
2. Выключите зажигание.

       ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
Аккумуляторная батарея должна быть слегка разряженной. Нагрузка, создаваемая полностью заряженной батареей, недостаточна для точного проведения данной проверки.

3. Отсоедините провод от отрицательной клеммы аккумуляторной батареи.

Схема проверки тока отдачи генератора

Рис. 9.2. Схема проверки тока отдачи генератора: 1 – аккумуляторная батарея; 2 – выключатель зажигания; 3 – контрольная лампа разрядки аккумуляторной батареи; 4 – реле генератора; 5 – вольтметр; 6 – амперметр; 7 – нагрузка


4. Отсоедините провод от вывода «В» генератора. Подсоедините провод от «+» амперметра (постоянного тока) с диапазоном измерений 0–100 А к выводу «В» генератора, а затем провод от «–» амперметра к проводу, отсоединенному от вывода «В» генератора (рис. 9.2).

       ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
Запрещается использование зажимов (типа «крокодил») при подсоединении к электрической цепи. Соединения затягивайте болтами с гайками. В противном случае при плохом соединении (при использовании зажимов типа «крокодил») может возникнуть серьезная неисправность или несчастный случай, вызванные большой силой тока.
Рекомендуется использовать амперметр с датчиком индуктивного типа («токовыми клещами»), который позволяет проводить измерение силы тока без отсоединения провода от вывода «B» генератора.

5. Подсоедините провод от «+» вольтметра со шкалой 0–20 В к выводу «В» генератора, а провод от «–» вольтметра к «массе».
6. Подсоедините тахометр.
7. Подсоедините отсоединенный ранее провод к отрицательной клемме аккумуляторной батареи.
8. Оставьте капот открытым.
9. Проверьте напряжение, показываемое вольтметром. Оно должно быть равно напряжению аккумуляторной батареи.

       ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
Если вольтметр показывает 0 В, то вероятной причиной является обрыв в цепи (в том числе плавкой вставки) между выводом «B» генератора и положительной клеммой аккумуляторной батареи.

10. Под рулевым переключателем наружного освещения включите фары головного света, а затем пустите двигатель.
11. Сразу же после включения дальнего света фар и включения вентилятора отопителя на максимальную частоту вращения увеличьте частоту вращения коленчатого вала двигателя до 2500 мин-1 и считайте максимальное значение силы тока отдачи генератора (показываемое амперметром).
Предельно допустимое значение – 70% от номинального тока отдачи.
Так как после пуска двигателя сила тока, вырабатываемая генератором, быстро падает, то проверку необходимо выполнить как можно быстрее , чтобы успеть измерить максимальное значение тока отдачи.
Величина тока отдачи будет зависеть от электрической нагрузки и температуры корпуса генератора.
Если во время проверки электрическая нагрузка будет мала, то указанное значение силы тока отдачи генератора не будет достигнуто, несмотря на то, что генератор исправен. В подобных случаях для увеличения электрической нагрузки (для того чтобы разрядить аккумуляторную батарею) включите на некоторое время дальний свет фар или подключите наружное освещение другого автомобиля, после чего выполните проверку повторно.
Указанное значение силы тока отдачи генератора может быть не получено также в результате перегрева корпуса генератора или слишком высокой температуры окружающего воздуха. В таких случаях дайте генератору охладиться и выполните проверку повторно.
Показания амперметра должны быть выше предельно допустимого значения. Если показания амперметра ниже предельно допустимого значения и при этом цепь вывода «B» генератора исправна, то снимите генератор с автомобиля и проведите его проверку на стенде.
12. После проверки дайте двигателю поработать на холостом ходу.
13. Выключите зажигание.
14. Отсоедините провод от отрицательной клеммы аккумуляторной батареи.
15. Отсоедините амперметр, вольтметр и тахометр.
16. Подсоедините штатный провод к выводу генератора «B».
17. Подсоедините отрицательный провод к аккумуляторной батарее.




9.5. Проверка регулятора напряжения
Данная проверка определяет, правильно ли регулятор напряжения генератора управляет выходным напряжением генератора.
1. Перед началом теста проверьте:
– установку генератора;
– степень зарядки аккумуляторной батареи (батарея должна быть полностью заряжена);
– натяжение ремня привода генератора;
– плавкую вставку;
– отсутствие посторонних шумов от генератора при работе двигателя.
2. Поверните ключ зажигания в положение «OFF» («ВЫКЛ»).
3. Отсоедините провод от отрицательной клеммы аккумуляторной батареи.

Схема проверки регулятора напряжения

Рис. 9.3. Схема проверки регулятора напряжения: 1 – аккумуляторная батарея; 2 – выключатель зажигания; 3 – провод красного цвета; 4 – провод голубого цвета; 5 – вольтметр; 6 – генератор; 7 – амперметр; 8 – точка соединения тестора с штатным проводом


4. Подсоедините цифровой вольтметр между выводом «S» генератора и «массой» (подсоедините вывод «+» вольтметра к выводу «S» генератора, а затем подсоедините вывод «–» вольтметра к «массе» или к отрицательной клемме аккумуляторной батареи) (рис. 9.3).
5. Отсоедините штатный провод от вывода «В» генератора.
6. Подсоедините амперметр постоянного тока с диапазоном измерения 0–100 А между выводом «В» генератора и отсоединенным штатным проводом (подсоедините вывод «+» амперметра к выводу «В» генератора, а вывод «–» клеммы амперметра к отсоединенному штатному проводу).
7. Подсоедините тахометр.
8. Вновь подсоедините провод к отрицательной клемме аккумуляторной батареи.
9. Поверните ключ зажигания в положение «ON» («ВКЛ.») и проверьте, что показания вольтметра равны напряжению аккумуляторной батареи.

       ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
Если вольтметр показывает 0 В, то вероятен обрыв в цепи между выводом «S» генератора и положительной клеммой аккумуляторной батареи.

10. Выключите все освещение и дополнительное электрооборудование автомобиля.
11. Пустите двигатель.
12. Увеличьте частоту вращения коленчатого вала двигателя до 2500 мин-1.
13. Считайте показания вольтметра, когда ток отдачи генератора составляет менее 10 А.
Если показания вольтметра соответствуют номинальным значениям регулируемого напряжения, регулятор напряжения исправен.
Если же показания вольтметра не соответствуют диапазону номинальных значений, неисправен либо регулятор напряжения, либо генератор.
14. После окончания проверки дайте поработать двигателю на холостом ходу.
15. Выключите зажигание.
16. Отсоедините провод от отрицательной клеммы аккумуляторной батареи.
17. Отсоедините вольтметр, амперметр и тахометр.
18. Подсоедините штатный провод к выводу «В» генератора.
19. Подсоедините провод к отрицательной клемме аккумуляторной батареи.



9.6. Генератор
Генератор бензиновых  двигателей 1600
Снятие
Для снятия последовательно выполните следующие операции.
1. Снимите ремень привода компрессора кондиционера и насоса гидроусилителя рулевого управления.

Генератор бензиновых двигателей 1,6 л

Рис. 9.4. Генератор бензиновых двигателей 1,6 л: 1 – ремень привода компрессора кондиционера и насоса гидроусилителя рулевого управления; 2 – ремень привода генератора; 3 – генератор; 4 – разъем генератора; 5 – болт (20–25 Н•м); 6 – регулировочная планка генератора; 7 – болт (25 Н•м); 8 – болты фиксаторов трубки маслопровода (25 Н•м); 9 – гайка (14 Н•м); 10 – соединение шланга кондиционера; 11 – топливная рампа и шланг возврата топлива в сборе (двигатель DOHC); 12 – болт (10–13 Н•м); 13 – болт (10 Н•м)


2. Ослабьте натяжение и снимите ремень привода генератора 2 (рис. 9.4).
3. Отверните болты фиксаторов трубки маслопровода 7, 8.
4. Отверните гайку крепления соединения шланга кондиционера 10.
5. Отверните болты и снимите топливную рампу и шланг возврата топлива в сборе (двигатель с двумя верхними распределительными валами DOHC) 11.

       ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
Будьте особенно внимательны и аккуратны при снятии топливной рампы – не роняйте на пол форсунки.

6. Отверните болты и снимите регулировочную планку генератора 6.
7. Отсоедините электрические разъемы генератора 4.
8. Отверните гайки, извлеките болт нижнего крепления генератора и снимите генератор 3. Немного раздвиньте детали и элементы, мешающие снятию генератора.
Установка
Установка проводится в последовательности, обратной снятию.
Отрегулируйте натяжение ремня привода генератора.

Генератор бензиновых  двигателей 1600 6В  и 1800
Снятие
Для снятия последовательно выполните следующие операции.
1. На автомобилях с кондиционером установите ключ с храповым механизмом на натяжную планку генератора.
2. Ослабьте болты крепления генератора.
3. Медленно ослабьте натяжение ремня генератора, затем снимите ремень.

Генератор бензиновых двигателей 1600 6В и 1800

Рис. 9.5. Генератор бензиновых двигателей 1600 6В и 1800: А – автомобили без кондиционера; В – автомобили с кондиционером; 1 – ремень привода генератора; 2 – болт; 3 – пружина; 4 – натяжная планка генератора; 5 – генератор; 6 – разъемы и соединения генератора; 7 – натяжитель; 8 – шкив; 9 – болт


4. Отсоедините электрические разъемы генератора 6 (рис. 9.5).
5. Отверните болт крепления натяжной планки генератора 2.
6. Отверните гайку регулировочного болта 9.
7. Отверните болты и снимите натяжную планку генератора 4.
8. Отверните болты и снимите шкив 8.
9. Отверните болты и снимите натяжитель 7.
10. Отверните гайки, извлеките болт крепления генератора и снимите генератор 5.
Установка
Установка проводится в последовательности, обратной снятию.
1. На автомобилях с кондиционером наденьте ремень привода на шкивы.
2. Установите ключ с храповым механизмом на натяжную планку генератора и натяните ремень, следя за правильностью укладки ремня на шкивы.
3. Затяните оба болта.
4. Отрегулируйте натяжение ремня привода генератора.

Генератор дизельных  двигателей F9Q
Снятие
Для снятия последовательно выполните следующие операции.
1. Снимите защитный кожух.
2. Снимите воздушный шланг промежуточного охладителя.

Генератор дизельных двигателей F9Q

Рис. 9.6. Генератор дизельных двигателей F9Q: 1 – приводной ремень; 2 – холостой направляющий шкив; 3 – генератор; 4 – разъем генератора


3. Ослабьте натяжение и снимите ремень привода 1 (рис. 9.6).
4. Отверните болт и снимите холостой направляющий шкив 2.

Перемещение компрессора кондиционера (1) при снятии генератора

Рис. 9.7. Перемещение компрессора кондиционера (1) при снятии генератора


5. Отверните болт крепления компрессора кондиционера. Переместите компрессор кондиционера так, чтобы было достаточное пространство для снятия генератора, позволяющее избежать повреждений (рис. 9.7).
6. Отсоедините электрические разъемы генератора 4 (см. рис. 9.6).
7. Отверните гайки, извлеките болты крепления генератора и снимите генератор 3.
Установка
Установка проводится в последовательности, обратной снятию.
1. Установите воздушный шланг промежуточного охладителя.
2. Установите промежуточный охладитель.
3. Установите защитный кожух.

Разборка генератора
Для разборки последовательно выполните следующие операции.

Элементы генератора

Рис. 9.8. Элементы генератора: 1 – задняя защитная крышка генератора; 2 – щеткодержатель в сборе; 3 – статор и выпрямительный блок в сборе; 4 – шкив генератора; 5 – дистанционная шайба; 6 – передняя крышка; 7 – передний подшипник; 8 – держатель подшипника; 9 – ротор в сборе; 10 – задний подшипник; 11 – крышка подшипника


1. Отверните винты и снимите заднюю защитную крышку генератора 1 (рис. 9.8).
2. Отверните винты и, соблюдая осторожность, снимите щеткодержатель в сборе 2.
3. Отверните винты, снимите статор и выпрямительный блок в сборе 3.
4. Снимите крышку подшипника 11.
5. Закрепите передний кронштейн генератора в тисках с мягкими губками.
6. Используйте специальный инструмент и торцовый ключ для фиксации гайки. Затем зафиксируйте при помощи шестигранника вал ротора и ослабьте затяжку гайки. Отверните гайку и снимите шкив 4.
7. Снимите дистанционную шайбу 5.
8. Снимите ротор в сборе 9.
9. Снимите задний подшипник 10.
10. Снимите держатель подшипника 8.
11. Снимите передний подшипник 7.
Сборка
Сборка проводится в последовательности, обратной снятию.
1. Закрепите передний кронштейн генератора в тисках с мягкими губками.
2. Используйте специальный инструмент и торцовый ключ для фиксации гайки. Затем зафиксируйте при помощи шестигранника вал ротора и затяните гайку.

Проверка ротора
1. Проверьте отсутствие обрыва в обмотке ротора. Проверьте цепь между контактными кольцами ротора генератора.
2. Если сопротивление слишком мало (стремится к 0), то это означает наличие короткого замыкания. В случае обрыва в цепи обмотки ротора или наличия короткого замыкания замените ротор в сборе.
Сопротивление – около 2,6 Ом.

Проверка электрической цепи между контактным кольцом и сердечником генератора

Рис. 9.9. Проверка электрической цепи между контактным кольцом и сердечником генератора


3. Проверьте отсутствие замыкания обмотки ротора на «массу» (рис. 9.9). Проверьте цепь между контактным кольцом и сердечником. Если цепь замкнута (замыкание на «массу»), замените ротор в сборе.

Проверка статора

Расположение выводов обмоток статора

Рис. 9.10. Расположение выводов обмоток статора: 1 – клемма «В»


1. Проверьте обмотку статора. Проверьте, что нет обрыва цепи между выводами («A» – «B»), («С» – «D») и («E» – «F») (рис. 9.10).
2. Если цепь обмотки разомкнута (сопротивление стремится к бесконечности), то замените статор и выпрямительный блок в сборе.
3. Проверьте отсутствие замыкания обмотки статора на «массу». Убедитесь, что цепь между каждым выводом обмотки статора и сердечником разомкнута.
4. Если цепь замкнута (сопротивление стремится к нулю), замените статор и выпрямительный блок в сборе.

Проверка  выпрямительного блока
1. Проверьте состояние цепей между клеммой «В» и выводами обмоток статора («А», «С» и «Е») (см. рис. 9.10). Замыкание цепи в обоих направлениях означает пробой диода, поэтому необходимо заменить статор и выпрямительный блок в сборе.
2. Проверьте состояние цепей между выводами обмоток статора («В», «D», «F» и «массой»). Замыкание цепи в обоих направлениях означает пробой диода, поэтому необходимо заменить статор и выпрямительный блок в сборе.

Замена щеток

Проверка износа щеток генератора

Рис. 9.11. Проверка износа щеток генератора: 1 – щеткодержатель


Если щетка износилась до центра метки (3 мм от середины щеткодержателя), замените щеткодержатель в сборе (рис. 9.11).




9.7. Стартер
Проверка и регулировка  осевого зазора шестерни  стартера с прямой  передачей

Схема для проверки и регулировки осевого зазора шестерни стартера с прямой передачей

Рис. 9.12. Схема для проверки и регулировки осевого зазора шестерни стартера с прямой передачей: 1 – аккумуляторная батарея; 2 – выключатель; 3 – провод обмотки возбуждения статора


1. Отсоедините провод обмотки статора от вывода «М» тягового реле (рис. 9.12).
2. Подсоедините провода от клемм аккумуляторной батареи к выводам «S» и «M» тягового реле так, как показано на рис 9.12.
3. Поверните ключ в выключателе зажигания в положение «ON» («ВКЛ.»), при этом шестерня привода выдвинется до упора.

       ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
Данную проверку необходимо проводить быстро, не дольше чем 10 с, для предотвращения перегорания обмотки.

Измерение осевого зазора между шестерней привода и ограничительным кольцом

Рис. 9.13. Измерение осевого зазора между шестерней привода и ограничительным кольцом: 1 – шестерня; 2 – ограничительное кольцо


4. При помощи щупа измерьте осевой зазор между шестерней привода и ограничительным кольцом (рис. 9.13). Он должен находиться в пределах 0,5–2,0 мм.
5. Если осевой зазор находится вне диапазона номинальных значений, отрегулируйте его путем установки (снятия) регулировочных прокладок между тяговым реле и передней крышкой.

Проверка втягивающей обмотки реле
1. Отсоедините провод обмотки статора от вывода «М» тягового реле.
2. Подсоедините провода от клемм аккумуляторной батареи к выводам «S» и «М» так, как это показано на рис 9.12.

       ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
Данную проверку необходимо проводить быстро, в течение не более 10 с, чтобы не допустить перегорания обмотки.

Если шестерня привода выдвигается, то втягивающая обмотка исправна. Если нет, замените тяговое реле.

Проверка удерживающей  обмотки тягового реле
1. Отсоедините провод обмотки статора от вывода «М» тягового реле.

Проверка удерживающей обмотки тягового реле

Рис. 9.14. Проверка удерживающей обмотки тягового реле: 1 – аккумуляторная батарея; 2 – провод обмотки возбуждения


2. Подсоедините провода от клемм аккумуляторной батареи к выводу «S» и корпусу стартера так, как это показано на рис. 9.14.

       ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
Данную проверку необходимо проводить быстро, в течение не более 10 с, чтобы не допустить перегорания обмотки.

3. Вручную выдвиньте шестерню привода до упора (до ограничительного кольца).
4. Если шестерня привода остается в выдвинутом положении, то удерживающая обмотка исправна. Если же шестерня втягивается, то имеется обрыв в удерживающей обмотке. В этом случае замените тяговое реле.

Испытание в режиме  холостого хода

Схема для испытания в режиме холостого хода

Рис. 9.15. Схема для испытания в режиме холостого хода: 1 – реостат; 2 – амперметр; 3 – аккумуляторная батарея; 4 – вольтметр


1. Зажмите стартер в тисках с мягкими губками и подсоедините к его выводам провода от полностью заряженной аккумуляторной батареи следующим образом: подсоедините последовательно между выводом «M» стартера и положительной клеммой аккумуляторной батареи амперметр (со шкалой 100 А) и реостат с угольным скользящим контактом, как показано на рис. 9.15.
2. Подсоедините параллельно цепи обмотки статора вольтметр со шкалой 15 В.
3. Установите ползун реостата в положении максимального сопротивления.
4. Подсоедините провод от отрицательной клеммы аккумуляторной батареи к корпусу стартера.
5. Реостатом установите напряжение вольтметра 11,5 В.
6. Проверьте, чтобы максимальный потребляемый ток был не более 60 А, а также, что якорь стартера вращается свободно, без рывков и заеданий.

Проверка возврата  якоря реле
1. Отсоедините провод обмотки статора от вывода «М» тягового реле.
2. Подсоедините аккумуляторную батарею к выводу «М» и корпусу стартера (см. рис. 9.14).

       ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
Данную проверку необходимо проводить быстро, не более 10 с, чтобы не допустить перегорания обмотки.

Выдвиньте рукой шестерню привода и отпустите. Если шестерня сразу же возвращается в исходное положение, то тяговое реле исправно. Если нет, замените тяговое реле.

       ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
Будьте осторожны, чтобы шестерня не защемила пальцы.





9.8. Стартер с прямой передачей
Разборка
Для разборки последовательно выполните следующие операции.

Стартер с прямой передачей

Рис. 9.16. Стартер с прямой передачей: 1 – винт; 2 – крышка передняя; 3 – шайба; 4 – ограничительное кольцо; 5 – рычаг привода; 6 – пластина; 7 – прокладка; 8 – тяговое реле; 9 – якорь стартера; 10 – винт; 11 – болт стяжной; 12 – муфта свободного хода; 13 – стопорное кольцо; 14 – полюс в сборе c обмоткой статора; 15 – щеткодержатель в сборе; 16 – подшипник задний; 17 – крышка задняя


1. Отверните винты 1 (рис. 9.16) и снимите тяговое реле 8.
2. Снимите прокладку 7 и пластину 6.
3. Отверните винты 10 и снимите крышку заднюю 17.
4. Отверните стяжные болты 11.
5. Снимите подшипник задний 16.
6. Снимите щеткодержатель в сборе 15.
7. Снимите полюс в сборе c обмоткой статора 14.
8. Снимите якорь стартера 9.
9. Снимите рычаг привода 5.
10. Снимите шайбу 3.

Перемещение вниз ограничительного кольца

Рис. 9.17. Перемещение вниз ограничительного кольца: 1 – ограничительное кольцо; 2 – оправка; 3 – шестерня привода; 4 – муфта свободного хода


11. При помощи подходящей торцовой головки сдвиньте вниз ограничительное кольцо (рис. 9.17).

Снятие ограничительного кольца

Рис. 9.18. Снятие ограничительного кольца: 1 – муфта свободного хода; 2 – шестерня привода; 3 – стопорное кольцо; 4 – специальные пассатижи для снятия стопорных колец


12. При помощи специальных пассатижей снимите ограничительное кольцо, затем ограничительное кольцо и обгонную муфту (рис. 9.18).

Очистка стартера
Не опускайте детали в моющие растворы (растворители). Такая мойка полюса в сборе обмоткой статора и/или якоря повредит изоляцию обмоток. Протрите эти детали только тканью.
Не опускайте муфту свободного хода в сборе с шестерней привода в моющий раствор (растворитель). В обгонную муфту заложена консистентная смазка на заводе-изготовителе, поэтому растворитель вымоет смазку из муфты.
Муфту свободного хода в сборе с шестерней привода можно протереть смоченной в моющем растворе щеткой и затем вытереть насухо тканью.

Проверка коллектора
1. Положите якорь стартера на две V-образные опоры и измерьте радиальное биение коллектора индикатором стрелочного типа, которое должно быть не более 0,05 мм (предельно допустимое значение – 0,1 мм).
2. Измерьте наружный диаметр коллектора.
Номинальное значение составляет 32,0 мм.
Предельно допустимое значение составляет 31,0 мм.

Измерение выступания ламелей коллектора

Рис. 9.19. Измерение выступания ламелей коллектора: 1 – ламели коллектора; 2 – изолятор


3. Проверьте выступание ламелей коллектора над изолятором (рис. 9.19).
Номинальное значение составляет 0,5 мм.
Предельно допустимое значение составляет 0,2 мм.

Проверка обрыва в обмотке статора

Проверка обрыва в обмотке статора

Рис. 9.20. Проверка обрыва в обмотке статора


Если цепь между щетками замкнута, то обмотка возбуждения исправна (рис. 9.20).

Проверка отсутствия замыкания  обмотки статора на «массу»

Проверка отсутствия замыкания обмотки статора на массу

Рис. 9.21. Проверка отсутствия замыкания обмотки статора на массу: 1 – полюс в сборе с обмоткой статора; 2 – щетка


Используя омметр, измерьте сопротивление между щеткой и полюсом (корпусом статора) (рис. 9.21). Если сопротивление стремится к бесконечности, то замыкания обмотки статора на «массу» нет.

Проверка щеткодержателя

Проверка щеткодержателя

Рис. 9.22. Проверка щеткодержателя: 1 – пластина щеткодержателя


Используя омметр, измерьте сопротивление между пластиной щеткодержателя и щеткодержателем, как это показано на рис. 9.22. Если сопротивление стремится к бесконечности, то щеткодержатель исправен.

Проверка муфты свободного хода
1. Удерживая рукой корпус муфты свободного хода, вращайте шестерню привода. Шестерня должна вращаться плавно, без заеданий, в одном направлении, и не вращаться в противоположном. Если шестерня заедает или вращается в обоих направлениях, то замените муфту свободного хода в сборе.
2. Проверьте шестерню привода на предмет отсутствия повышенного износа или задиров. При их обнаружении замените муфту свободного хода в сборе. Если шестерня привода повреждена, также проверьте зубчатый венец маховика/гидротрансформатора (АКП) на предмет отсутствия задиров или повышенного износа.

Проверка втулок передней и задней крышек
Проверьте отсутствие износа и задиров на втулках. При их обнаружении замените переднюю или заднюю крышку стартера в сборе.

Замена щетки и пружины

Расположение линии (1) предельного износа щетки стартера

Рис. 9.23. Расположение линии (1) предельного износа щетки стартера


Изношенные ниже предельной линии или замасленные щетки следует заменить (рис. 9.23).
1. Для замены щеток необходимо осторожно, чтобы не повредить провода щеток, раскрошить пассатижами старые щетки.
2. Зачистите наждачной бумагой конец провода щетки для обеспечения прочной пайки.
3. Вставьте проводник в отверстие новой щетки и припаяйте его. При этом следите, чтобы конец проводника и излишки припоя не выступали за поверхность щетки.
4. При замене отрицательной щетки вытяните щетку из щеткодержателя, оттягивая удерживающую пружину.

Проверка короткого замыкания  обмотки якоря
1. Установите якорь в граулер (прибор для проверки обмотки стартера и генератора).
2. Медленно вращая якорь в граулере, держите параллельно и чуть выше якоря тонкую стальную пластинку. Если обмотка якоря неисправна (коротко замкнута), то пластинка будет вибрировать и притягиваться к сердечнику. Замените неисправный якорь.
Проверка замыкания обмотки якоря на «массу»

Проверка замыкания обмотки якоря на «массу»

Рис. 9.24. Проверка замыкания обмотки якоря на «массу»


Используя омметр, измерьте сопротивление между каждой ламелью коллектора и сердечником якоря (рис. 9.24). Если сопротивление стремится к бесконечности, то изоляция исправна.
Проверка обрыва в обмотке якоря
Используя омметр, измерьте сопротивление между ламелями коллектора.
Если сопротивление мало (цепь замкнута), то обмотка якоря исправна.

Сборка
Сборка стартера с прямой передачей проводится в последовательности, обратной разборке, с учетом следующего.

Установка ограничительного и стопорного колец

Рис. 9.25. Установка ограничительного и стопорного колец: 1 – ограничительное кольцо; 2 – муфта свободного хода; 3 – стопорное кольцо


При помощи подходящего съемника наденьте ограничительное кольцо муфты свободного хода на стопорное кольцо (рис. 9.25).





9.9. Стартер с понижающей передачей
Разборка
Для разборки последовательно выполните следующие операции.

Стартер с понижающей планетарной передачей

Рис. 9.26. Стартер с понижающей планетарной передачей: 1 – втулка подшипника; 2 – крышка передняя; 3 – ось рычага привода; 4 – сердечник; 5 – пружина; 6 – тяговое реле; 7 – муфта свободного хода; 8 – защитная крышка; 9 – резиновая прокладка; 10 – контактные пластины; 11 – щетка; 12 – ограничительное кольцо; 13 – стопорное кольцо; 14 – рычаг привода; 15 – электродвигатель стартера в сборе; 16 – уплотнительная вставка; 17 – щеткодержатель; 18 – пружина щетки; 19 – крышка задняя


1. Отверните гайки и снимите крышку заднюю 19 (рис. 9.26).
2. Снимите резиновую прокладку 9.
3. Снимите защитную крышку 8.
4. Снимите пружину щетки 18.
5. Снимите контактные пластины 10.
6. Снимите щетки 11.
7. Снимите щеткодержатель 17 и уплотнительную вставку 16.
8. Отверните болты и снимите крышку переднюю 2.
9. Снимите втулку подшипника 1.
10. Отверните винты и снимите тяговое реле 6.
11. Снимите пружину 5.
12. Выбейте ось рычага привода 3.
13. Снимите сердечник 4.
14. Снимите рычаг привода 14.

Перемещение вниз ограничительного кольца

Рис. 9.27. Перемещение вниз ограничительного кольца: 1 – ограничительное кольцо; 2 – торцовая головка; 3 – шестерня привода; 4 – муфта свободного хода


15. При помощи подходящей торцовой головки сдвиньте вниз ограничительное кольцо (рис. 9.27).

Снятие ограничительного кольца

Рис. 9.28. Снятие ограничительного кольца: 1 – муфта свободного хода; 2 – шестерня привода; 3 – стопорное кольцо; 4 – специальные пассатижи для снятия стопорных колец


16. С помощью специальных пассатижей снимите стопорное кольцо, затем ограничительное кольцо и муфту свободного хода (рис. 9.28).

Очистка стартера
Не опускайте детали в моющие растворы (растворители). Такая мойка полюса в сборе обмоткой статора и/или якоря повредит изоляцию обмоток. Протрите эти детали только тканью.
Не опускайте муфту свободного хода в сборе с шестерней привода в моющий раствор (растворитель). В муфту свободного хода заложена консистентная смазка на заводе-изготовителе, поэтому растворитель вымоет смазку из муфты.
Муфту свободного хода в сборе с шестерней привода можно протереть смоченной в моющем растворе щеткой и затем вытереть насухо тканью.

Проверка муфты свободного хода
1. Удерживая рукой корпус муфты, вращайте шестерню привода. Шестерня должна вращаться плавно, без заеданий, в одном направлении, и не вращаться в противоположном. Если шестерня заедает или вращается в обоих направлениях, то замените муфту свободного хода в сборе.
2. Проверьте шестерню привода на предмет отсутствия повышенного износа или задиров. При их обнаружении замените муфту свободного хода в сборе. Если шестерня привода повреждена, также проверьте зубчатый венец маховика/гидротрансформатора (АКПП) на предмет отсутствия задиров или повышенного износа.

Проверка щеток
Проверьте длину щетки, которая должна быть не менее 11 мм.

Сборка

Установка ограничительного и стопорного колец

Рис. 9.29. Установка ограничительного и стопорного колец: 1 – ограничительное кольцо; 2 – муфта свободного хода; 3 – стопорное кольцо


Сборка стартера с прямой передачей проводится в последовательности, обратной разборке, с учетом следующего: с помощью подходящего съемника наденьте ограничительное кольцо обгонной муфты на стопорное кольцо (рис. 9.29)






9.10. Система зажигания
Двигатель с одним  верхним распределительным валом SOHC
Прерывание цепи первичной обмотки катушки зажигания создает во вторичной обмотке катушки зажигания ЭДС самоиндукции. Вырабатываемое таким образом высокое напряжение через распределитель зажигания подается к соответствующей свече зажигания.
Порядок работы цилиндров: 1–3–4–2.
При подаче высокого напряжения на электроды свечи зажигания происходит искровой разряд, который воспламеняет в камере сгорания сжатую топливовоздушную смесь.
Электронный блок управления двигателем создает и разрывает цепь первичной обмотки катушки зажигания, регулируя тем самым угол опережения зажигания.
Электронный блок управления двигателем при помощи встроенного в распределитель зажигания датчика положения коленчатого вала (Crank Angle Sensor) определяет угловое положение коленчатого вала и обеспечивает оптимальный угол опережения зажигания в зависимости от режима работы двигателя.
При эксплуатации автомобиля в высокогорье (на большой высоте над уровнем моря) или езде на непрогретом двигателе происходит небольшое увеличение угла опережения зажигания для обеспечения оптимального режима работы двигателя.
Более того, при возникновении детонации угол опережения зажигания постепенно уменьшается до тех пор, пока детонация не прекратится.
Когда автоматическая КПП переключает передачи, угол опережения зажигания уменьшается для снижения крутящего момента двигателя, таким образом устраняя толчки автомобиля при переключении передач.

Двигатель с двумя  верхними распределительными валами DOHC
В данной системе зажигания установлены две катушки зажигания со встроенными силовыми транзисторами, которые подают высокое напряжение к свечам зажигания цилиндров 1, 4 и 2, 3 соответственно.
Прерывание первичной цепи обмотки катушки зажигания А индуцирует ЭДС самоиндукции (высокое напряжение) во вторичной обмотке катушки А. Созданное таким образом высокое напряжение подается к свечам зажигания цилиндров 1 и 4. В этом момент искрообразование происходит одновременно на электродах обеих свечей зажигания (поршень одного из цилиндров находится в такте сжатия, поршень другого цилиндра находится в такте выпуска). Соответственно, воспламенение сжатой топливовоздушной смеси происходит только в том цилиндре, поршень которого находится в конце такта сжатия.
Аналогичным образом, когда прерывается цепь первичной обмотки катушки зажигания В, подавая высокое напряжение на электроды свечей зажигания цилиндров 2 и 3. Электронный блок управления двигателем последовательно включает и выключает встроенные в катушки зажигания силовые транзисторы. Таким образом, высокое напряжение подается к свечам зажигания цилиндров в порядке 1–3–4–2, электронный блок управления двигателем, получая сигналы от датчика положения распределительного вала и датчика положения коленчатого вала, определяет, на какой из силовых транзисторов катушек зажигания подать управляющий импульс (прерывая тем самым первичную цепь катушки). Электронный блок, получая сигнал от датчика положения коленчатого вала, определяет угловое положение последнего и оптимальный для данного режима работы двигателя угол опережения зажигания.
При непрогретомо двигателе или движении в высокогорье происходит некоторое увеличение угла опережения зажигания для обеспечения оптимального режима работы двигателя. Более того, при возникновении детонации угол опережения зажигания постепенно уменьшается до тех пор, пока детонация не прекратится.

       ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
При проведении работ с системой зажигания с включенным зажиганием необходимо соблюдать осторожность, так как можно получить удар током от высоковольтной части системы зажигания. Людям со стимуляторами сердечной деятельности не рекомендуется проверять и проводить ремонт системы зажигания. Выключайте зажигание перед отсоединением или подсоединением любого элемента системы зажигания или щупов измерительного прибора.

Основные неисправности системы зажигания вызваны ослаблением или окислением контактов, замыканием на «массу» высокого напряжения из-за загрязнения, влажности или повреждения изоляции высоковольтных проводов. Перед тем как сделать вывод о неисправности какого-либо элемента в системе зажигания, проверьте состояние проводов или электрических цепей системы зажигания.



9.11. Проверка катушки зажигания
Двигатель с одним  верхним распределительным валом SOHC

Разъем катушки зажигания и вывод (1) высоковольтного провода

Рис. 9.30. Разъем катушки зажигания и вывод (1) высоковольтного провода


1. При измерении сопротивления первичной обмотки катушки зажигания измерьте сопротивление между контактами «11» и «12» разъема распределителя зажигания (рис. 9.30).
Номинальное значение сопротивления составляет 0,5–0,7 Ом.
2. При измерении сопротивления вторичной обмотки катушки зажигания измерьте сопротивление между выводом высоковольтного провода и контактами «11» или «12» разъема (см. рис. 9.30).
Номинальное значение сопротивления составляет 21–30 кОм.



9.12. Проверка высоковольтных проводов
1. Проверьте отсутствие трещин и повреждений изоляции провода и колпачка.
2. Измерьте сопротивление всех высоковольтных проводов, которое не должно превышать 22 кОм.


9.13. Проверка и очистка свечей зажигания
1. Отсоедините высоковольтные провода от свечей зажигания.

       ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
При снятии проводов необходимо держаться за наконечник провода, а не за сам провод.

2. Выверните свечи зажигания.
3. Проверьте отсутствие выгорания электродов или повреждения изолятора свечей зажигания.
4. Удалите нагар при помощи стальной щетки или установки для очистки свечей. После очистки очистите свечи от песка, продув их сжатым воздухом.

Проверка зазора между электродами свечи зажигания

Рис. 9.31. Проверка зазора между электродами свечи зажигания: 1 – специальный щуп для измерения зазора


5. При помощи круглого щупа для свечей зажигания проверьте зазор между электродами свечи (рис. 9.31).
Номинальное значение зазора: 1,0–1,1 мм.
6. В случае несоответствия зазора номинальному значению отрегулируйте его подгибанием бокового электрода.
7. Очистите отверстия для свечей зажигания.

       ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
Будьте осторожны, не допускайте попадания посторонних предметов внутрь цилиндра.

8. Установите и вверните свечи зажигания.



9.14. Распределитель зажигания двигателя SOHC
Снятие
Для снятия последовательно выполните следующие операции.

Распределитель зажигания автомобилей с двигателями SOHC

Рис. 9.32. Распределитель зажигания автомобилей с двигателями SOHC: 1 – наконечник высоковольтного провода; 2 – разъем распределителя зажигания; 3 – распределитель зажигания


1. Отсоедините высоковольтные провода 1 (рис. 9.32).

       ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
При снятии проводов необходимо держаться за наконечник провода, а не за сам провод.

2. Отсоедините электрический разъем распределителя зажигания 2.
3. Отверните винты и снимите распределитель зажигания 3 и уплотнительное кольцо.
Установка
Установка проводится в последовательности, обратной снятию, с учетом следующего.
1. Снимите верхнюю крышку ремня привода газораспределительного механизма.

       ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
Поршень 1-го цилиндра будет находиться в ВМТ в такте сжатия, когда будут также совмещены установочные метки на шкиве распределительного вала и головке цилиндров.


Совмещение установочных меток (1) шкива распределительного вала

Рис. 9.33. Совмещение установочных меток (1) шкива распределительного вала


2. Вращайте коленчатый вал по часовой стрелке до совмещения установочных меток (рис. 9.33).

Совмещение установочных меток (1) на роторе и корпусе распределителя зажигания

Рис. 9.34. Совмещение установочных меток (1) на роторе и корпусе распределителя зажигания


3. Совместите установочные метки на роторе и корпусе распределителя зажигания и установите распределитель зажигания на двигатель (рис. 9.34).

Разборка

Элементы распределителя зажигания автомобилей с двигателями SOHC

Рис. 9.35. Элементы распределителя зажигания автомобилей с двигателями SOHC: 1 – крышка; 2 – ротор; 3 – уплотнительная прокладка; 4 – корпус; 5 – кольцевая прокладка


1. Отверните винты и снимите крышку распределителя зажигания 1 (рис. 9.35) и уплотнительную прокладку 3.
2. Потянув, снимите ротор распределителя зажигания 2.
3. Снимите кольцевую прокладку 5.

Проверка
1. Очистите детали распределителя зажигания чистым керосином и высушите их.
2. Проверьте состояние контактов прерывателя. Проверьте крышку распределителя зажигания на наличие коррозии и обгорания электродов. Проверьте плавность перемещения угольного контакта и величину его выступания.
3. При наличии обгорания контакта ротора распределителя замените ротор распределителя.
4. Убедитесь в отсутствии трещин на крышке.

Сборка
Сборка проводится в последовательности, обратной разборке.




9.15. Распределитель зажигания двигателя DOHC
Распределитель  зажигания автомобилей  с двигателями 4G9 DOHC
Снятие
Для снятия последовательно выполните следующие операции.

Распределитель зажигания автомобилей с двигателями 4G9 DOHC

Рис. 9.36. Распределитель зажигания автомобилей с двигателями 4G9 DOHC: 1 – свеча зажигания (25 Н•м); 2 – высоковольтный провод в сборе; 3 – катушка зажигания в сборе; 4 – винт (2,9 Н•м); 5 – центральная крышка; 6 – болт (10 Н•м); 7 – датчик неисправности системы зажигания


1. Отверните винты и снимите датчик неисправности системы зажигания 7 (рис. 9.36).
2. Отверните винты и снимите центральную крышку 5.
3. Отсоедините высоковольтные провода 2.

       ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
При снятии высоковольтных проводов необходимо держаться за наконечник провода, а не за сам провод.

4. Отверните винты и снимите катушки зажигания в сборе 3.
5. Выверните свечи зажигания 1.
Установка
Установка проводится в последовательности, обратной снятию.

Распределитель  зажигания автомобилей  с двигателями 4G93–GDI  DOHC
Снятие
Для снятия последовательно выполните следующие операции.
1. Снимите защитный кожух двигателя.

Распределитель зажигания автомобилей с двигателями 4G93–GDI DOHC

Рис. 9.37. Распределитель зажигания автомобилей с двигателями 4G93–GDI DOHC: 1 – свеча зажигания (25 Н•м); 2 – провод «массы»; 3 – болт (10 Н•м); 4 – болт (19,5 Н•м); 5 – катушка зажигания; 6 – разъем катушки зажигания; 7 – разъем шины датчика отказа зажигания; 8 – датчик отказа зажигания


2. Отсоедините разъемы катушек зажигания 6 (рис. 9.37).
3. Отверните винты и снимите катушки зажигания 5.
4. Отсоедините провод «массы» 2.
5. Выверните свечи зажигания 1.
6. Отсоедините разъем шины датчика отказа зажигания 7.
7. Отверните винты и снимите датчик отказа зажигания 8.
Установка
Установка проводится в последовательности, обратной снятию.



9.16. Датчики положения распределительного и коленчатого валов двигателя DOHC
Снятие
1. Снимите ремень привода газораспределительного механизма.
2. Снимите шкив распределительного вала выпускных клапанов.

Датчики положения распределительного и коленчатого валов двигателя DOHC

Рис. 9.38. Датчики положения распределительного и коленчатого валов двигателя DOHC: 1 – датчик положения распределительного вала; 2 – болт (8,8 Н•м); 3 – болт (10–12 Н•м); 4 – холостой шкив; 5 – болт (35 Н•м); 6 – датчик положения коленчатого вала


3. Отверните болт и снимите холостой шкив 4 (рис. 9.38).
4. Отверните болт и снимите датчик положения распределительного вала 1.
5. Отверните болт и снимите датчик положения коленчатого вала 6.




9.17. Датчик детонации

Снятие

Датчик детонации

Рис. 9.39. Датчик детонации: 1 – датчик детонации; 2 – опора впускного коллектора; 3 – вакуумный резервуар и кронштейн вакуумного резервуара в сборе (автомобили с противобуксовочной системой TCL); 4 – теплозащитный экран (двигатель 4G93 – механическая КП)


1. Отверните болты и снимите вакуумный резервуар и кронштейн вакуумного резервуара в сборе 3 (автомобили с противобуксовочной системой TCL) (рис. 9.39).
2. Отверните болты и снимите теплозащитный экран (двигатель 4G93 – механическая КПП) 4.
3. Снимите опору впускного коллектора 2.
4. Вывинтите датчик детонации 1.

       ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
Не подвергайте датчик детонации никаким ударам.

Установка
Установка проводится в последовательности, обратной снятию.



9.18. Система предпускового подогрева дизельного двигателя
Система предпускового подогрева дизельного двигателя уменьшает время, требуемое для пуска при низких температурах, и делает его практически соответствующим очень быстрому пуску бензиновых двигателей.
Электронный блок управления двигателем определяет время, в течение которого подается напряжение на свечи накаливания после поворота выключателя зажигания в положение «ON», а также время свечения контрольной лампы работы системы предпускового прогрева дизельного двигателя в зависимости от температуры охлаждающей жидкости двигателя.
Когда электронный блок управления двигателем обнаруживает сбой, он устанавливает код ошибки, соответствующей сбою (связанный с системой питания топливом).

Проверка системы  предпускового подогрева  дизельного двигателя
1. Проверьте напряжение аккумуляторной батареи, которое должно быть в пределах 11–13 В.
2. Убедитесь, что температура охлаждающей жидкости двигателя не выше 40 °С.

Измерение сопротивления между проводом (1) и корпусом свечи накаливания

Рис. 9.40. Измерение сопротивления между проводом (1) и корпусом свечи накаливания


3. Измерьте сопротивление между проводом и корпусом свечи накаливания («массой») так, как показано на рис. 9.40.

       ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
Значение сопротивления является сопротивлением двух параллельно соединенных свечей накаливания.

Номинальное значение сопротивления составляет 0,3 Ом.

Измерение сопротивления на контактах разъема реле свечей накаливания

Рис. 9.41. Измерение сопротивления на контактах разъема реле свечей накаливания: «1»–«2» – реле 1 (свечи накаливания 1 и 3); «1»–«3» – реле 2 (свечи накаливания 2 и 4)


4. Измерьте напряжение со стороны реле 1 (свечи накаливания 1 и 3) и со стороны реле 2 (свечи накаливания 2 и 4) (рис. 9.41).
При измерении со стороны реле 1 свечей накаливания подсоедините омметр к проводу свечи накаливания третьего цилиндра и к корпусу («массе») свечи накаливания третьего цилиндра.
При измерении со стороны реле 2 свечей накаливания подсоедините омметр к проводу свечи накаливания четвертого цилиндра и к корпусу («массе») свечи накаливания четвертого цилиндра.
5. Измерьте напряжение сразу после включения зажигания (без пуска двигателя).
Номинальное значение напряжения составляет 9–11 В (напряжение уменьшается до 0 В в течение 11–22 с).
6. Убедитесь также, что контрольная лампа свечей накаливания загорается сразу после включения зажигания.

       ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
«Время проводимости» тока изменяется в зависимости от температуры охлаждающей жидкости при включенном зажигании.

7. Измерьте напряжение во время проворачивания стартером коленчатого вала двигателя.
Номинальное значение напряжения составляет не менее 6 В.
8. Пустите двигатель и измерьте напряжение во время прогрева двигателя.
9. Напряжение всегда уменьшается до 0 В в течение 10–220 с после пуска двигателя.
Номинальное значение напряжения составляет 12–15 В.

Проверка блока реле свечей накаливания
1. Отсоедините провод свечи накаливания и все остальные разъемы от реле свечей накаливания.
2. Измерьте сопротивление на контактах «1»–«2» и на «1»–«3» разъема реле свечей накаливания (см. рис. 9.41).
Номинальное значение сопротивления составляет 27–35 Ом.
3. Проверьте работу реле свечей накаливания.
При проверке реле 1 подсоедините «+» аккумуляторной батареи к контакту «1» разъема, а «–» аккумуляторной батареи к контакту «2» разъема реле.
При проверке реле 2 подсоедините «+» аккумуляторной батареи к контакту «1» разъема, а «–» аккумуляторной батареи к контакту «3» разъема реле.

       ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
Не заземляйте выводы отсоединенных разъемов.
При использовании перемычек будьте особенно внимательны, не перепутайте подсоединяемые клеммы. Это приводит к выходу из строя реле.

4. Проверьте наличие проводимости на каждом контакте, когда перемычка «+» аккумуляторной батареи подсоединяется и отсоединяется.
При проверке реле 1 подсоедините омметр к контактам «1» и «А» (провод свечи накаливания 3) одноконтактного разъема.
При проверке реле 2 подсоедините омметр к выводам «1» и «В» (провод свечи накаливания 4) одноконтактного разъема.
При подсоединении «+» аккумуляторной батареи цепь (проводимость между контактами) замкнута, а при отсоединении цепь разомкнута.

Свеча накаливания
Снятие
1. Снимите топливные форсунки.

Свечи накаливания двигателей F8QT

Рис. 9.42. Свечи накаливания двигателей F8QT: 1 – разъем жгута проводов; 2 – свеча накаливания, 22,5 Н•м


2. Отсоедините электрический разъем жгута проводов 1 (рис. 9.42, 9.43).

Свечи накаливания двигателей F9Q

Рис. 9.43. Свечи накаливания двигателей F9Q: 1 – соединение разъема провода свечи накаливания; 2 – свеча накаливания


3. Вывинтите свечи накаливания.
Установка
Установка проводится в последовательности, обратной снятию.


 
 
Назад к содержимому | Назад к главному меню