Мицубиси - Система распределенного впрыска - АвтоСправочник

Перейти к контенту

Главное меню:

Мицубиси - Система распределенного впрыска

Библиотека > Мицубиси Каризма
 

Пособия по ремонту, эксплуатации и техническому обслуживанию автомобилей Mitsubishi
Mitsubishi Airtrek , Mitsubishi Aspire , Mitsubishi ASX , Mitsubishi Canter , Mitsubishi Cargo , Mitsubishi Carisma , Mitsubishi Cedia , Mitsubishi Challenger , Mitsubishi Chariot , Mitsubishi Colt , Mitsubishi Delica , Mitsubishi Diamante , Mitsubishi Dingo , Mitsubishi Dion , Mitsubishi Eclipse , Mitsubishi Endeavor , Mitsubishi Fuso , Mitsubishi Galant , Mitsubishi Grandis , Mitsubishi i-MiEV , Mitsubishi L200 , Mitsubishi L300 , Mitsubishi L400 , Mitsubishi Lancer , Mitsubishi Legnum , Mitsubishi Libero , Mitsubishi Mirage , Mitsubishi Montero , Mitsubishi Outlander , Mitsubishi Pajero , Mitsubishi RVR , Mitsubishi Shogun , Mitsubishi Space Gear , Mitsubishi Space Runner , Mitsubishi Space Star , Mitsubishi Space Wagon , Mitsubishi Triton , Mitsubishi Warrior , Mitsubishi двигатели

Руководство по ремонту Мицубиси Каризма
Руководства по ремонту и эксплуатации Mitsubishi
Название книги

MITSUBISHI CARISMA 1995-2003 бензин / дизель Пособие по ремонту и эксплуатации

Издательство
Ротор
ISBN
978-5-91770-121-9

Руководство по ремонту Мицубиси Каризма, устройство, руководство по эксплуатации и техническому обслуживанию Mitsubishi Carisma, которые выпускались с 1995 до 2003 года

Содержание главы руководства по ремонту Мицубиси Каризма

7. Система распределенного впрыска (MPI)

Технические характеристики и данные
Общие сведения
Функция самодиагностики
Контрольная лампа индикации неисправности двигателя
Очистка корпуса дроссельного узла
Регулировка датчика-выключателя полностью закрытого положения дроссельной заслонки и датчика положения дроссельной заслонки (TPS) автомобилей без системы TCL
Регулировка датчика-выключателя полностью закрытого положения дроссельной заслонки и датчика положения педали акселератора автомобилей с системой TCL
Регулировка положения винта-упора рычага дроссельной  заслонки (Fixed SAS)
Регулировка базовой частоты вращения коленчатого вала двигателя на холостом ходу
Снятие давления в системе питания
Проверка работы топливного насоса
Проверка датчика температуры воздуха во впускном коллекторе
Проверка датчика температуры охлаждающей жидкости
Проверка датчика положения дроссельной заслонки (TPS)
Проверка датчика-выключателя полностью закрытого положения дроссельной заслонки автомобилей без системы TCL
Проверка датчика кислорода
Форсунки
Корпус дроссельного узла
Разборка и сборка дроссельного узла
Топливный бак
Замена топливного фильтра
Замена топливного насоса

7.2. Общие сведения


Расположение элементов системы впрыска SOHC

Рис. 7.1. Расположение элементов системы впрыска SOHC: 1 – реле электромагнитной муфты компрессора кондиционера; 2 – электромагнитный клапан продувки адсорбера (для автомобилей с правым рулем); 3 – датчик детонации; 4 – сервисный разъем топливного насоса; 5 – форсунки; 6 – электромагнитный атмосферный клапан (автомобили с системой TCL); 7 – датчик положения дроссельной заслонки (для автомобилей с системой TCL); 8 – регулятор частоты вращения коленчатого вала двигателя на холостом ходу (ISC servo); 9 – датчик положения педали акселератора (с датчиком-выключателем полностью закрытого положения дроссельной заслонки) (автомобили с системой TCL); 10 – распределитель зажигания (с катушкой зажигания, силовым транзистором, датчиком ВМТ и датчиком положения коленчатого вала); 11 – электромагнитный клапан продувки адсорбера (для автомобилей с левым рулем); 12 – датчик измерителя расхода воздуха (с датчиком температуры воздуха во впускном коллекторе и датчиком атмосферного (барометрического) давления; 13 – датчик скорости автомобиля; 14 – контрольная лампа неисправности двигателя; 15 – выключатель кондиционера; 16 – электронный блок управления двигателем; 17 – управляющее реле (control relay); 18 – диагностический разъем; 19 – выключатель блокировки стартера (переключатель селектора АКП); 20 – датчик температуры охлаждающей жидкости; 21 – датчик концентрации кислорода; 22 – датчик (датчик-выключатель) давления жидкости в гидравлической системе усилителя рулевого управления


Система распределенного впрыска топлива состоит из датчиков и исполнительных устройств, работающих по командам блока управления двигателем (engine-ECU). Датчики регистрируют состояние двигателя и передают информацию на электронный блок управления, на основании которой блок управляет работой двигателя. Расположение элементов системы впрыска SOHC и DOHC приведены на рис. 7.1 и 7.2.

Расположение элементов системы впрыска DOHC

Рис. 7.2. Расположение элементов системы впрыска DOHC: 1 – реле электромагнитной муфты компрессора кондиционера; 2 – датчик положения коленчатого вала; 3 – датчик положения распределительного вала; 4 – сервисный разъем топливного насоса; 5 – форсунки; 6 – датчик детонации; 7 – датчик положения дроссельной заслонки (с датчиком-выключателем полностью закрытого положения дроссельной заслонки); 8 – регулятор частоты вращения коленчатого вала двигателя на холостом ходу (ISC servo); 9 – электромагнитный клапан продувки адсорбера (система улавливания паров топлива); 10 – датчик измерителя расхода воздуха (с датчиком температуры воздуха во впускном коллекторе и датчиком атмосферного (барометрического) давления); 11 – датчик скорости автомобиля; 12 – контрольная лампа неисправности двигателя; 13 – выключатель кондиционера; 14 – электронный блок управления двигателем; 15 – управляющее реле (control relay); 16 – диагностический разъем; 17 – датчик температуры охлаждающей жидкости; 18 – датчик неисправности системы зажигания; 19 – датчик концентрации кислорода; 20 – катушки зажигания; 21 – датчик (датчик-выключатель) давления жидкости в гидравлической системе усилителя рулевого управления


Блок управляет впрыском топлива, частотой вращения на холостом ходу и углом опережения зажигания. Кроме того, блок управления располагает рядом диагностических режимов работы, позволяющих упростить поиск неисправностей.
Момент начала открытия форсунки и продолжительность ее открытого состояния задаются таким образом, чтобы в двигатель поступала топливовоздушная смесь оптимального состава, соответствующая непрерывно изменяющимся условиям работы двигателя.
Форсунка установлена на впускном патрубке каждого цилиндра. Топливо под давлением подается топливным насосом из бака в топливную рампу. Давление поддерживается регулятором давления. В топливной рампе топливо под определенным давлением распределяется к каждой форсунке.
В нормальных условиях впрыск топлива осуществляется один раз за два оборота коленчатого вала для каждого цилиндра.
Порядок работы цилиндров: 1–3–4–2. Данный режим называется последовательным впрыском топлива. Электронный блок управления обеспечивает обогащение топливовоздушной смеси при прогреве двигателя, а также при работе с максимальной нагрузкой, управляя без обратной связи по составу смеси («open-loop»).
Если двигатель прогрет или работает на частичных режимах, то блок управления обеспечивает поддержание стехиометрического (теоретически необходимого для полного сгорания топлива) состава топливовоздушной смеси, осуществляя управление с обратной связью («closed-loop») по составу смеси с использованием сигналов датчика концентрации кислорода. Благодаря этому обеспечивается максимальная эффективность работы трехкомпонентного каталитического нейтрализатора.
Электронный блок управления двигателем поддерживает оптимальную частоту вращения холостого хода в зависимости от внешних условий и нагрузки на двигатель, регулируя количества воздуха, поступающего в двигатель через байпасный канал в обход дроссельной заслонки. Блок управления двигателем управляет сервоприводом регулятора холостого хода (ISC), обеспечивая поддержание заданной частоты вращения в зависимости от температуры охлаждающей жидкости и нагрузки от кондиционера. Кроме того, при включении и выключении кондиционера, работающего в режиме холостого хода двигателя, шаговый электродвигатель регулятора холостого хода (ISC) дозирует количество добавочного воздуха таким образом, чтобы исключить колебания частоты вращения коленчатого вала.
Подключенный к первичной цепи катушки зажигания силовой транзистор замыкает и размыкает цепь. Таким образом осуществляется оптимальное управление углом опережения зажигания в соответствии с режимом работы двигателя.
Электронный блок управления двигателем определяет оптимальный угол опережения зажигания в зависимости от частоты вращения коленчатого вала двигателя, объемного расхода воздуха, поступающего в двигатель, температуры охлаждающей жидкости и атмосферного давления.
Топливный бак расположен под полом задних сидений для обеспечения пассивной безопасности и увеличения объема багажного отделения.
Для предотвращения вытекания топлива из бака в случае аварии (переворота автомобиля) в линию отвода паров топлива установлен клапан отсечки топливоподачи.
В целях снижения массы и увеличения коррозийной стойкости топливный бак изготовлен из пластика.


7.3. Функция самодиагностики

При возникновении неисправностей в работе одного из датчиков или приводов, относящихся к системам снижения токсичности отработавших газов, в комбинации приборов загорается контрольная лампа индикации неисправности двигателя («CHECK ENGINE»).
Если электронный блок управления регистрирует неисправность в работе одного из датчиков или приводов, то блок выдает соответствующий диагностический код неисправности.
Записанные в оперативной памяти (RAM) электронного блока управления данные, относящиеся к датчикам и приводам (коды неисправности), можно считать при помощи прибора MUT-II. Кроме того, на определенном режиме работы MUT-II возможно принудительное управление приводами.

Другие функции  управления
1. Управление топливным насосом.
Включает реле топливного насоса, которое подает ток к электродвигателю насоса.
2. Управление реле кондиционера.
Включает и выключает реле электромагнитной муфты компрессора кондиционера.
3. Управление реле вентилятора.
Частота вращения вентилятора радиатора системы охлаждения и вентилятора конденсора кондиционера регулируется в зависимости от температуры охлаждающей жидкости и скорости автомобиля.
4. Система TCL.
Крутящий момент двигателя уменьшается в соответствии с сигналами электронного блока управления системой TCL, которые возникают в ответ на состояние, при котором происходит пробуксовка ведущих колес или разворот автомобиля. Таким образом, уменьшение крутящего момента происходит за счет закрытия дроссельной заслонки и уменьшения угла опережения зажигания.
5. Управление электромагнитным клапаном продувки адсорбера.
6. Управление электромагнитным клапаном рециркуляции отработавших газов (EGR).


7.4. Контрольная лампа индикации неисправности двигателя

При возникновении неисправности в любом из перечисленных ниже элементов системы распределенного впрыска (MPI) в комбинации приборов загорается контрольная лампа индикации неисправности двигателя («CHECK ENGINE»). Если лампа продолжает гореть и при работающем двигателе, проверьте наличие кодов неисправностей.
Контрольная лампа индикации неисправности двигателя («СHECK ENGINE») загорается в случае неисправности следующих элементов системы впрыска топлива:
– электронного блока управления двигателем;
– датчика концентрации кислорода;
– датчика измерителя расхода воздуха;
– датчика температуры воздуха во впускном коллекторе;
– датчика положения дроссельной заслонки;
– датчика температуры охлаждающей жидкости;
– датчика положения коленчатого вала;
– датчика положения распределительного вала (DOHC);
– датчика атмосферного (барометрического) давления;
– датчика детонации;
– сигнала режима регулировки базового угла опережения зажигания;
– форсунки;
– катушки зажигания, силового транзистора (DOHC);
– системы иммобилайзера;
– электромагнитного вакуумного клапана (система TCL);
– электромагнитного атмосферного клапана (система TCL).

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
Контрольная лампа индикации неисправности двигателя («CHECK ENGINE») загорится даже в том случае, если будет замкнут на «массу» вывод регулировки угла опережения зажигания. Загорание контрольной лампы индикации неисправности двигателя в процессе установки базового угла опережения зажигания – не признак наличия неисправности.


7.5. Очистка корпуса дроссельного узла

1. Пустите двигатель, прогрейте его до температуры охлаждающей жидкости, равной 80 °С или выше, а затем выключите его.
2. Отсоедините от корпуса дроссельного узла впускной шланг.

Расположение входных отверстий байпасного канала в корпусе дроссельной заслонки

Рис. 7.3. Расположение входных отверстий байпасного канала в корпусе дроссельной заслонки


3. Закройте входные отверстия байпасного канала в корпусе дроссельного узла (рис. 7.3).

       ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
Не допускайте попадания моющего растворителя внутрь обводного канала.

4. Распылите моющий растворитель внутрь корпуса дроссельного узла через впускной патрубок и подождите около 5 мин.
5. Пустите двигатель и несколько раз в течение 1 мин нажимайте на педаль акселератора и полностью отпускайте ее. Если работа двигателя на холостом ходу становится нестабильной (или если он глохнет) вследствие закрытого байпасного канала, то для поддержания устойчивой работы двигателя на холостом ходу слегка приоткройте дроссельную заслонку (слегка нажмите на педаль акселератора).
6. Если отложения в корпусе дроссельного узла не удалены, то повторите очистку.
7. Откройте входные отверстия байпасного канала.
8. Подсоедините впускной шланг.
9. Используйте прибор MUT-II для стирания из памяти кодов неисправностей.
10. Отрегулируйте базовую частоту вращения коленчатого вала двигателя на холостом ходу.

       ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
Если после регулировки базовой частоты вращения коленчатого вала двигателя на холостом ходу частота вращения «плавает», то отсоедините провод от отрицательной клеммы аккумуляторной батареи на 10 с или более. Затем подсоедините провод к отрицательной клемме аккумуляторной батареи, пустите двигатель и дайте ему поработать в режиме холостого хода в течение 10 мин.


7.6. Регулировка датчика-выключателя полностью закрытого положения дроссельной заслонки и датчика положения дроссельной заслонки (TPS) автомобилей без системы TCL

1. Подсоедините к диагностическому разъему прибор MUT-II.

Установка плоского щупа толщиной 0,65 мм между винтом заводской регулировки частоты вращения холостого хода (Fixed SAS) и рычагом дроссельной заслонки

Рис. 7.4. Установка плоского щупа толщиной 0,65 мм между винтом заводской регулировки частоты вращения холостого хода (Fixed SAS) и рычагом дроссельной заслонки: 1 – рычаг дроссельной заслонки; 2 – плоский щуп; 3 – винт регулировки частоты вращения холостого хода


2. Вставьте плоский щуп толщиной 0,65 мм между винтом заводской регулировки частоты вращения холостого хода (Fixed SAS) и рычагом дроссельной заслонки (рис. 7.4).
3. Поверните ключ зажигания в положение «ON» («ВКЛ.»), но не пускайте двигатель.
4. Ослабьте болт крепления датчика положения дроссельной заслонки и поверните датчик против часовой стрелки до упора.
5. Убедитесь в том, что в этом положении датчик-выключатель полностью закрытого положения дроссельной заслонки включен.
6. Медленно поворачивая датчик по часовой стрелке, найдите положение, при котором датчик-выключатель полностью закрытого положения дроссельной заслонки выключается. После этого надежно затяните болт крепления датчика положения дроссельной заслонки в данном положении.
7. Проверьте выходное напряжение датчика положения дроссельной заслонки (TPS). Номинальное значение составляет 400–1000 мВ.
8. В случае отклонений напряжения от номинального значения проверьте датчик положения дроссельной заслонки (TPS) и его цепи (жгут проводов).
9. Выньте плоский щуп.
10. Поверните ключ зажигания в положение «OFF» («ВЫКЛ.»).
11. Отсоедините прибор MUT-II.


7.7. Регулировка датчика-выключателя полностью закрытого положения дроссельной заслонки и датчика положения педали акселератора автомобилей с системой TCL

1. Подсоедините к диагностическому разъему прибор MUT-II.

Установка плоского щупа толщиной 0,5 мм между рычагом акселератора и рычагом дроссельной заслонки

Рис. 7.5. Установка плоского щупа толщиной 0,5 мм между рычагом акселератора и рычагом дроссельной заслонки: 1 – рычаг акселератора; 2 – щуп; 3 – рычаг дроссельной заслонки


2. Вставьте плоский щуп толщиной 0,5 мм между рычагом акселератора и рычагом дроссельной заслонки на глубину примерно 3 мм (рис. 7.5).

       ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
Если щуп вдвинут более чем на 3 мм, то угол поворота рычага акселератора становится больше необходимого. Это приводит к неправильной регулировке.

3. Поверните ключ зажигания в положение «ON» («ВКЛ.»), но не пускайте двигатель.
4. Ослабьте болт крепления датчика положения педали акселератора и поверните датчик по часовой стрелке до упора.
5. Убедитесь, что в этом положении датчик-выключатель полностью закрытого положения дроссельной заслонки включен.
6. Медленно поворачивая датчик против часовой стрелки, найдите положение, при котором датчик-выключатель полностью закрытого положения дроссельной заслонки выключается. После этого надежно затяните болт крепления датчика положения педали акселератора в данном положении.
7. Выберите режим «Traction Control System» на приборе MUT-II.
8. Проверьте выходное напряжение датчика положения педали акселератора. Номинальное значение составляет 400–1000 мВ.
9. В случае отклонений напряжения от номинального значения проверьте датчик положения педали акселератора и его цепи (жгут проводов).
10. Выньте плоский щуп.
11. Поверните ключ зажигания в положение «OFF» («ВЫКЛ.»).
12. Отсоедините прибор MUT-II.


7.8. Регулировка положения винта-упора рычага дроссельной заслонки (Fixed SAS)

       ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
Не следует без крайней необходимости трогать винт Fixed SAS, положение которого отрегулировано с высокой точностью на заводе-изготовителе.

       ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ
Если же такая необходимость возникла, то повторная настройка проводится следующим образом.
1. Ослабьте на достаточную величину натяжение троса привода дроссельной заслонки.
2. Отверните контргайку винта Fixed SAS (винт-упора рычага дроссельной заслонки).

Расположение винта (1) Fixed SAS заводской регулировки частоты вращения холостого хода

Рис. 7.6. Расположение винта (1) Fixed SAS заводской регулировки частоты вращения холостого хода


3. Вращайте винт Fixed SAS против часовой стрелки до тех пор, пока винт не выдвинется на достаточную величину, также полностью закройте дроссельную заслонку (рис. 7.6).
4. Заворачивайте винт Fixed SAS до момента его касания рычага дроссельной заслонки (т.е. до точки начала открытия дроссельной заслонки).
5. От данного положения заверните регулировочный винт еще на 1–11/4 оборота.
6. Удерживая винт Fixed SAS (винт-упор рычага дроссельной заслонки) от поворота в данном положении, надежно затяните контргайку.
7. Отрегулируйте натяжение троса привода дроссельной заслонки.
8. Отрегулируйте базовую частоту вращения холостого хода.
9. Для автомобилей без системы TCL отрегулируйте положение датчика-выключателя полностью закрытого положения дроссельной заслонки и датчика положения дроссельной заслонки.
10. Для автомобилей с системой TCL отрегулируйте положение датчика-выключателя полностью закрытого положения дроссельной заслонки и датчика положения педали акселератора.


7.9. Регулировка базовой частоты вращения коленчатого вала двигателя на холостом ходу

       ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
Номинальная частота вращения холостого хода отрегулирована на заводе-изготовителе винтом регулировки холостого хода (SAS) и обычно не требует дополнительной регулировки в процессе эксплуатации.
Если по ошибке заводская регулировка была нарушена, то может произойти значительное увеличение частоты вращения холостого хода либо ее уменьшение при включении дополнительной нагрузки на двигатель (например, компрессора кондиционера). Если это произошло, то регулировка проводится описанным ниже образом.
Перед регулировкой убедитесь, что свечи зажигания, форсунки, регулятор частоты вращения холостого хода (ISC) исправны, а компрессия в цилиндрах находится в диапазоне от номинального до предельно допустимого значения, а также что разница компрессий между цилиндрами не превышает предельно допустимого значения.

1. Подготовьте автомобиль к проверке: прогрейте двигатель до нормальной рабочей температуры охлаждающей жидкости.
2. Подсоедините прибор MUT-II к 16-контактному диагностическому разъему.

       ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
При подсоединении прибора MUT-II следует соединить с «массой» вывод диагностики.

3. Извлеките водонепроницаемую заглушку из разъема регулировки базового угла опережения зажигания.
4. При помощи провода с зажимом типа «крокодил» соедините с «массой» вывод разъема регулировки базового угла опережения зажигания.
5. Пустите двигатель и оставьте его работать на холостом ходу.
6. Проверьте частоту вращения коленчатого вала в режиме холостого хода.
Номинальное значение:
– для двигателя 4G92 – (750±50) мин-1;
– для двигателя 4G93 – (800±50) мин-1
       ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
На новом автомобиле (с пробегом не более 500 км) частота вращения холостого хода может быть меньше номинальной на 20–100 мин-1 Регулировка в этом случае не требуется.

Если на автомобиле с пробегом более 500 км двигатель глохнет или частота вращения холостого хода слишком низкая, то, вероятно, произошло отложение посторонних частиц на дроссельной заслонке, поэтому ее надо чистить.

Регулировка базовой частоты вращения холостого хода

Рис. 7.7. Регулировка базовой частоты вращения холостого хода


7. Если частота вращения холостого хода отличается от номинальной, то отрегулируйте ее путем вращения винта регулировки частоты вращения холостого хода (SAS) (рис. 7.7).

       ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
Если частота вращения холостого хода выше номинальной даже при полностью завернутом винте регулировки холостого хода (SAS), то проверьте, не повреждена ли краска на винте-упоре рычага дроссельной заслонки (Fixed SAS), т.е. проводилась ли ранее его регулировка. Если краска повреждена, то отрегулируйте положение винта-упора рычага дроссельной заслонки (Fixed SAS).

8. Поверните ключ зажигания в положение «OFF» («ВЫКЛ.»)
9. Отсоедините провод с зажимом «крокодил» от вывода регулятора базового угла опережения зажигания и приведите разъем в исходное состояние.
10. Пустите двигатель и дайте ему поработать на холостом ходу в течение 10 мин. Убедитесь, что двигатель нормально работает на холостом ходу.


7.10. Снятие давления в системе питания

Так как топливная магистраль находится под высоким давлением, то перед снятием топливной рампы, шланга и т.п. выполните следующие операции, чтобы снизить давление топлива и не допустить его разбрызгивания.
1. Поднимите подушку заднего сиденья.
2. Снимите защитный люк.

Расположение разъема топливного насоса

Рис. 7.8. Расположение разъема топливного насоса


3. Отсоедините разъем жгута проводов (рис. 7.8).
4. Пустите двигатель и дайте ему поработать до самостоятельной его остановки, затем поверните ключ зажигания в положение «OFF» («ВЫКЛ.»).
5. Подсоедините разъем жгута проводов к топливному насосу и закройте защитный люк.
6. Установите подушку заднего сиденья.


7.11. Проверка работы топливного насоса

Проверьте работу топливного насоса, принудительно включив его при помощи прибора MUT-II.
Если топливный насос не работает, то проверьте его по нижеприведенной методике, а если он исправен, проверьте цепь питания.
1. Поверните ключ зажигания в положение «OFF» («ВЫКЛ.»).

Подсоединение сервисного разъема (1) топливного насоса к положительной клемме аккумуляторной батареи для проверки работы топливного насоса

Рис. 7.9. Подсоединение сервисного разъема (1) топливного насоса к положительной клемме аккумуляторной батареи для проверки работы топливного насоса


2. Подсоедините сервисный разъем топливного насоса черного цвета напрямую к положительной клемме аккумуляторной батареи и проверьте, слышен ли звук работающего насоса (рис. 7.9).

       ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
Поскольку топливный насос установлен в топливном баке, то в целях улучшения слышимости звука работающего насоса отверните пробку наливной горловины топливного бака.

3. Проверьте на наличие давления, сжимая кончиками пальцев топливный шланг.

7.12. Проверка датчика температуры воздуха во впускном коллекторе


Контакты разъема (1) датчика измерителя расхода воздуха (2)

Рис. 7.10. Контакты разъема (1) датчика измерителя расхода воздуха (2)


1. Отсоедините разъем от датчика измерителя расхода воздуха (рис. 7.10).
2. Измерьте сопротивление между контактами «5» и «6» разъема.
Номинальное значение сопротивления:
– при температуре 20 °С – 2,3–3,0 кОм;
– при температуре 80 °С – 0,30–0,42 кОм.

Нагревание датчика (1) измерителя расхода воздуха феном для сушки волос

Рис. 7.11. Нагревание датчика (1) измерителя расхода воздуха феном для сушки волос


3. Измерьте сопротивление, нагревая датчик феном для сушки волос (рис. 7.11). При нагреве датчика его сопротивление должно уменьшаться.
4. Если сопротивление не соответствует номинальному значению или оно не изменяется в зависимости от температуры, то замените датчик измерителя расхода воздуха.


7.13. Проверка датчика температуры охлаждающей жидкости

       ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
При снятии и установке датчика не прикасайтесь инструментом к его разъему (пластиковая часть).

Расположение датчика температуры охлаждающей жидкости

Рис. 7.12. Расположение датчика температуры охлаждающей жидкости: А – двигатель SOHC; В – двигатель DOHC


1. Снимите датчик температуры охлаждающей жидкости (рис. 7.12).
2. Опустите чувствительный элемент датчика в горячую воду и измерьте сопротивление.
Номинальное значение сопротивления:
– при температуре 20 °С – 2,1–2,7 кОм;
– при температуре 80 °С – 0,26–0,36 кОм.
3. Если значение сопротивления значительно отличается от номинального, замените датчик.
4. Нанесите герметик 3М NUT Locking Part № 4171 или эквивалентный на резьбу датчика.
5. Установите на место датчик температуры охлаждающей жидкости и затяните его моментом 30 Н•м.
6. Подсоедините разъем к датчику.


7.14. Проверка датчика положения дроссельной заслонки (TPS)

1. Отсоедините разъем датчика положения дроссельной заслонки.

Расположение контактов разъема (1) и датчика положения дроссельной заслонки (2)

Рис. 7.13. Расположение контактов разъема (1) и датчика положения дроссельной заслонки (2)


2. Измерьте сопротивление между контактами «1» и «4» разъема со стороны датчика, которое должно быть 3,5–6,5 кОм (рис. 7.13).
3. Измерьте сопротивление между контактами «2» и «4» разъема со стороны датчика. При медленном открытии дроссельной заслонки из полностью закрытого (холостой ход) положения в полностью открытое сопротивление должно плавно изменяться пропорционально углу открытия дроссельной заслонки.
4. Если сопротивление выходит из диапазона номинальных значений либо изменяется не плавно, то замените датчик положения дроссельной заслонки.


7.15. Проверка датчика-выключателя полностью закрытого положения дроссельной заслонки автомобилей без системы TCL


Расположение контактов разъема (1) и датчика положения дроссельной заслонки (2)

Рис. 7.13. Расположение контактов разъема (1) и датчика положения дроссельной заслонки (2)


1. Отсоедините разъем датчика положения дроссельной заслонки (см. рис. 7.13).
2. Проверьте цепь между контактами «3» и «4» разъема со стороны датчика положения дроссельной заслонки. При нажатой педали сопротивление датчика должно быть равно бесконечности, а при отпущенной педали – равно нулю.
3. В случае, если состояние цепей не соответствуют указанным выше, замените датчик положения дроссельной заслонки.

       ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
После замены необходимо отрегулировать положение датчика заслонки и датчика-выключателя полностью закрытого положения дроссельной заслонки.


7.16. Проверка датчика кислорода

1. Отсоедините разъем датчика кислорода и подсоедините к разъему со стороны датчика специальный инструмент (жгут тестовых проводов).

Проверка сопротивления датчика (1) концентрации кислорода

Рис. 7.14. Проверка сопротивления датчика (1) концентрации кислорода


2. Проверьте, что цепь между контактом 3 и контактом 4 разъема датчика кислорода замкнута (сопротивление между контактами равно 7–40 Ом при 20 °С) (рис. 7.14).
3. В случае обрыва цепи замените датчик концентрации кислорода.
4. Прогрейте двигатель до температуры охлаждающей жидкости (80 °С или выше).

Подсоединение разъемами типа «крокодил» (1) вывода «3» разъема датчика кислорода к «+» клемме аккумуляторной батареи, а вывода «4» к «–» клемме батареи

Рис. 7.15. Подсоединение разъемами типа «крокодил» (1) вывода «3» разъема датчика кислорода к «+» клемме аккумуляторной батареи, а вывода «4» к «–» клемме батареи


5. С помощью проводов с разъемами типа «крокодил» подсоедините вывод «3» разъема датчика концентрации кислорода к «+» клемме аккумуляторной батареи, а вывод «4» – к «–» клемме батареи (рис. 7.15).

       ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
Будьте очень внимательны при подсоединении проводов с разъемами типа «крокодил» к клеммам аккумуляторной батареи (не перепутайте полярность). Неправильное подсоединение проводов может привести к повреждению датчика концентрации кислорода.

6. Подсоедините цифровой (электронный) вольтметр к выводам «1» и «2» разъема датчика.
7. Периодически нажимая на педаль акселератора, измерьте выходное напряжение датчика концентрации кислорода. При нажатии на педаль акселератора выходное напряжение датчика кислорода должно быть 0,6–1,0 В.
8. Если датчик кислорода неисправен, замените его.


7.17. Форсунки

Проверка форсунки
1. Отсоедините разъем от форсунки.
2. Измерьте сопротивление между контактами разъема.
Номинальное значение составляет 13–16 Ом при температуре 20 °С.
3. Подсоедините разъем форсунки.

Проверка формы факела  распыления и герметичности  форсунки
1. Снимите остаточное давление в топливной магистрали, чтобы не допустить разбрызгивания топлива.
2. Снимите форсунку.

Специальный инструмент для проверки факела распыления и герметичности форсунки

Рис. 7.16. Специальный инструмент для проверки факела распыления и герметичности форсунки: 1 – топливный шланг высокого давления; 2 – переходник; 3 – шланг возврата топлива; 4 – регулятор давления топлива; 5 – форсунка; 6 – специальный зажим


3. Соберите специальный инструмент (комплект для проверки форсунки), переходник, регулятор давления и зажимы так, как показано на рис. 7.16.

Подсоединение сервисного разъема (1) топливного насоса к положительной клемме аккумуляторной батареи для проверки работы топливного насоса

Рис. 7.9. Подсоединение сервисного разъема (1) топливного насоса к положительной клемме аккумуляторной батареи для проверки работы топливного насоса


4. Для включения топливного насоса подсоедините провод (с разъемами типа «крокодил») от положительной клеммы аккумуляторной батареи к выводу сервисного разъема черного цвета топливного насоса (см. рис. 7.9).
5. Активируйте форсунку и проверьте качество распыления топлива из форсунки.
Состояние форсунки удовлетворительное, если форсунка дает нормальное распыление.
6. Отсоедините провода от контактов разъемов форсунки и проверьте герметичность распылителя и запорной иглы форсунки.
Норма: 1 капля или меньше в течение минуты.
7. Подсоедините провода от клемм аккумуляторной батареи к выводам форсунки, не включая топливный насос. Затем, после прекращения распыления топлива из форсунки, отсоедините специальный инструмент и установите форсунку на место.

Снятие и установка  форсунки
Снятие
1. Отсоедините провод от отрицательной клеммы аккумуляторной батареи.
2. Снимите давление топлива (для предотвращения разбрызгивания топлива).

Форсунки

Рис. 7.17. Форсунки: 1 – разъем форсунки; 2 – топливная рампа; 3 – кольцевая прокладка; 4 – соединение фланца топливного шланга высокого давления с топливной рампой; 5 – болт (10–13 Н•м); 6 – уплотнительная прокладка; 7 – шланг возврата топлива; 8 – болт (9 Н•м); 9 – трубка возврата топлива; 10 – шланг системы принудительной вентиляции картера (PCV); 11 – регулятор давления топлива; 12 – кольцевая прокладка; 13 – уплотнительная прокладка; 14 – форсунка; 15 – уплотнительная втулка; 16 – вакуумный шланг; 17 – кольцевая прокладка


3. Отсоедините шланг системы принудительной вентиляции картера (PCV) 10 (рис. 7.17).
4. Отсоедините разъемы форсунок 1.

Соединение фланца (1) топливного шланга высокого давления с топливной рампой (2)

Рис. 7.18. Соединение фланца (1) топливного шланга высокого давления с топливной рампой (2)


5. Отверните болты и отсоедините фланец топливного шланга высокого давления от топливной рампы (рис. 7.18).
6. Снимите кольцевую прокладку 3 (см. рис. 7.17).
7. Ослабьте хомуты и снимите шланг возврата топлива 7.
8. Отсоедините вакуумный шланг 16.
9. Отверните болты и снимите регулятор давления топлива 11.
10. Снимите кольцевую прокладку 12.
11. Отверните болты и снимите топливную рампу 2 вместе с установленными на ней форсунками.

       ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
Будьте осторожны, чтобы не уронить форсунки при снятии топливного коллектора.

12. Ослабьте хомут и снимите трубку возврата топлива 9.
13. Снимите уплотнительные прокладки 6 и 13.
14. Соблюдая осторожность, снимите форсунки 14.
15. Снимите с форсунок кольцевые прокладки 17.
16. Снимите уплотнительные втулки 15.
Установка
Установка проводится в последовательности, обратной снятию, с учетом следующего.

Форсунка

Рис. 7.19. Форсунка: 1 – форсунка; 2 – уплотнительная втулка; 3 – кольцевая прокладка; а – место нанесения смазки


1. Перед установкой нанесите немного чистого моторного масла на кольцевую прокладку (рис. 7.19).

       ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
Будьте осторожны, не допускайте попадания масла внутрь топливного коллектора.

2. Поворачивая вправо-влево форсунки, топливный шланг высокого давления и регулятор давления топлива, осторожно установите топливную рампу, чтобы не повредить при этом кольцевые прокладки.
3. После установки проверьте, плавно ли поворачивается фланец шланга высокого давления в топливной рампе.
4. Если фланец топливного шланга не поворачивается в топливном коллекторе плавно, то, возможно, произошло защемление кольцевой прокладки. В таком случае отсоедините шланг высокого давления от топливной рампы, вставьте его снова в топливную рампу и проверьте, плавно ли поворачивается фланец шланга.
5. Затяните болты крепления фланца топливного шланга высокого давления предписанным моментом затяжки, а болты крепления регулятора давления топлива моментом 9 Н•м.

7.18. Корпус дроссельного узла

Снятие
Отсоедините провод от отрицательной клеммы аккумуляторной батареи.
Для снятия последовательно выполните следующие операции.
1. Слейте охлаждающую жидкость из системы охлаждения двигателя.
2. Снимите воздушный фильтр.

Корпус дроссельного узла

Рис. 7.20. Корпус дроссельного узла: А – автомобили без системы TCL; В – автомобили с системой TCL; 1 – соединение троса педали акселератора; 2 – соединение шлангов системы охлаждения; 3 – прокладка корпуса дроссельного узла; 4 – вакуумная трубка и шланг в сборе; 5 – разъем датчика положения дроссельной заслонки (TPS); 6 – болт (19 Н•м); 7 – разъем регулятора холостого хода (ISC); 8 – корпус дроссельного узла; 9 – болт (10 Н•м)


3. Отсоедините трос педали акселератора 1 (рис. 7.20).
4. Отсоедините разъем датчика положения дроссельной заслонки (TPS) 5.
5. Отсоедините разъем регулятора холостого хода (ISC) 7.
6. Отсоедините вакуумную трубку и снимите ее вместе со шлангом в сборе 4.
7. Ослабьте хомуты и снимите шланги системы охлаждения 2.
8. Отверните болты и снимите корпус дроссельного узла 8 и прокладку 3.

Установка
Установка проводится в последовательности, обратной снятию, с учетом следующего.

Прокладка корпуса дроссельного узла

Рис. 7.21. Прокладка корпуса дроссельного узла: А – двигатели SOHC; В – двигатели DOHC; С – перед автомобиля


Расположите прокладку, чтобы ее выступающая часть была расположена так, как показано на рис. 7.21, а затем установите ее между впускным коллектором и корпусом дроссельного узла.


7.19. Разборка и сборка дроссельного узла

Автомобили без  системы TCL
Разборка
Для разборки последовательно выполните следующие операции.

Корпус дроссельного узла

Рис. 7.22. Корпус дроссельного узла: 1 – болт (2 Н•м); 2 – датчик положения дроссельной заслонки; 3 – корпус дроссельного узла; 4 – кольцевая прокладка; 5 – корпус регулятора частоты вращения холостого хода в сборе; 6 – винт заводской регулировки частоты вращения холостого хода (Fixed SAS, винт-упор дроссельной заслонки)


1. Отверните болты и снимите датчик положения дроссельной заслонки (рис. 7.22).
2. Отверните винты и снимите корпус регулятора частоты вращения холостого хода в сборе.
3. Снимите кольцевую прокладку дроссельной заслонки.
4. Вывинтите из корпуса дроссельного узла винт заводской регулировки частоты вращения холостого хода (Fixed SAS, винт-упор дроссельной заслонки).

       ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
Положение винта Fixed SAS правильно отрегулировано на заводе-изготовителе, поэтому выкручивать его не надо. Если все же пришлось вывернуть винт заводской регулировки частоты вращения холостого хода (Fixed SAS), то после сборки выполните регулировку положения данного винта.

Очистка
Очистите все детали корпуса дроссельного узла.

       ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
Запрещается использовать растворитель для очистки следующих деталей:
– датчика положения дроссельной заслонки;
– датчика положения педали акселератора;
– корпуса регулятора частоты вращения холостого хода в сборе.
Погружение этих деталей в растворитель приведет к повреждению изоляции.

Протрите детали чистой тканью.
Убедитесь, что отсутствуют отложения в вакуумном канале или штуцере. Продуйте их сжатым воздухом.
Сборка
Установка проводится в последовательности, обратной снятию, с учетом следующего.
Датчик положения педали акселератора (APS)

Датчик положения педали акселератора (1)

Рис. 7.23. Датчик положения педали акселератора (1)


1. Установите датчик положения педали акселератора (APS) так, как показано на рис. 7.23, и заверните винты его крепления.
2. Подсоедините мультиметр между контактами «3» (выходной сигнал датчика APS) и «4» (электропитание датчика APS) разъема датчика положения педали акселератора и проверьте, чтобы при медленном открытии дроссельной заслонки (до полного ее открытия) сопротивление постепенно увеличивалось.

Разъем датчика положения педали акселератора

Рис. 7.24. Разъем датчика положения педали акселератора: 1 – «масса»; 2 – датчик-выключатель полностью закрытого положения дроссельной заслонки; 3 – питание датчика положения педали акселератора; 4 – выходной сигнал датчика положения педали акселератора


3. Проверьте цепь между контактом «2» (датчик-выключатель полностью закрытого положения дроссельной заслонки) и контактом «1» («масса») (рис. 7.24). При полностью закрытой дроссельной заслонке цепь должна быть замкнута, а при открытой дроссельной заслонке – разомкнута.
4. Если при полностью закрытой дроссельной заслонке цепь разомкнута, то поверните корпус датчика положения педали акселератора по часовой стрелке и повторите проверку.
5. Если есть неисправность в работе датчика, замените датчик положения педали акселератора.

Датчик положения  дроссельной заслонки  (TPS)

Датчик (1) положения дроссельной заслонки (TPS)

Рис. 7.25. Датчик (1) положения дроссельной заслонки (TPS)


1. Установите датчик положения дроссельной заслонки (TPS) так, как показано на рис. 7.25, и заверните винты его крепления.

Разъем датчика положения дроссельной заслонки

Рис. 7.26. Разъем датчика положения дроссельной заслонки: 1 – питание датчика положения дроссельной заслонки; 2 – выходной сигнал датчика положения дроссельной заслонки; 3 – датчик-выключатель полностью закрытого положения дроссельной заслонки; 4 – «масса»


2. Подсоедините мультиметр между контактом «1» (рис. 7.26) (электропитание) и контактом «2» (выходной сигнал) разъема датчика положения дроссельной заслонки и проверьте, чтобы при медленном открытии дроссельной заслонки (до полного ее открытия) сопротивление постепенно увеличивалось.
3. Для автомобилей без системы TCL проверьте цепь между контактом «3» (датчик-выключатель полностью закрытого положения дроссельной заслонки) и контактом «4» («масса») при полностью закрытой и открытой дроссельной заслонке.
4. Если при полностью закрытой дроссельной заслонке цепь разомкнута, то поверните корпус датчика положения дроссельной заслонки против часовой стрелки и повторите проверку.
5. Если есть неисправность в работе датчика, замените датчик положения дроссельной заслонки.

Автомобили с системой TCL
Разборка
Для разборки последовательно выполните следующие операции.

Корпус дроссельного узла

Рис. 7.27. Корпус дроссельного узла: 1 – болт (2 Н•м); 2 – датчик положения дроссельной заслонки (TPS); 3 – корпус дроссельного узла; 4 – кольцевая прокладка; 5 – корпус регулятора частоты вращения холостого хода в сборе; 6 – шланг системы охлаждения; 7 – датчик положения педали акселератора (APS); 8 – узел рычага в сборе; 9 – винт заводской регулировки оборотов холостого хода (Fixed SAS, винт-упор дроссельной заслонки)


1. Ослабьте хомут и снимите шланг системы охлаждения 6 (рис. 7.27).
2. Отверните болты и снимите датчик положения дроссельной заслонки (TPS).
3. Отверните болты и снимите датчик положения педали акселератора (APS).
4. Отверните болты и снимите узел рычага в сборе.
5. Отверните болты и снимите корпус регулятора частоты вращения холостого хода в сборе и прокладку 4.
6. Выверните винт заводской регулировки частоты вращения холостого хода (Fixed SAS, винт-упор дроссельной заслонки).

       ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
Положение винта Fixed SAS правильно отрегулировано на заводе-изготовителе, поэтому выкручивать его не надо. Если все же пришлось вывернуть винт заводской регулировки частоты вращения холостого хода (Fixed SAS), то после сборки выполните регулировку положения данного винта.

Очистка
Очистка проводится так же, как и для автомобилей без системы TCL.
Сборка
Сборка проводится так же, как и для автомобилей без системы TCL.



7.20. Топливный бак

Снятие
Для снятия последовательно выполните следующие операции.
1. Отсоедините провод от отрицательной клеммы аккумуляторной батареи.
2. Слейте топливо из топливного бака.
3. Снимите давление топлива в топливной магистрали.
4. Снимите центральную трубу системы выпуска отработавших газов.

Топливный бак

Рис. 7.28. Топливный бак: 1 – защита топливного бака; 2 – соединение шлангов; 3 – главный топливный шланг; 4 – топливный насос; 5 – крышка топливного насоса (49 Н•м); 6 – шланг возврата топлива; 7 – дренажная трубка; 8 – наливная горловина в сборе; 9 – крышка наливной горловины топливного бака; 10 – лоток наливной горловины топливного бака; 11 – шланг топливоналивной горловины; 12 – шланг системы улавливания паров топлива; 13 – топливный бак в сборе; 14 – болт (25 Н•м); 15 – лента крепления топливного бака


5. Отверните соединительные гайки и отсоедините шланги 2 (рис. 7.28).
6. Поддерживая топливный бак, отверните гайки и снимите ленты крепления топливного бака.
7. Отверните винты и снимите защиту топливного бака.
8. Снимите топливный бак в сборе 13.
9. Отверните соединительную гайку и отсоедините главный топливный шланг 3.
10. Отверните соединительную гайку и отсоедините шланг возврата топлива 6.
11. Используя специальное приспособление, снимите крышку топливного насоса 5.
12. Снимите топливный насос 4.
13. Отверните соединительную гайку и отсоедините шланг системы улавливания паров топлива 12.
14. Снимите крышку наливной горловины топливного бака 9.
15. Снимите лоток наливной горловины топливного бака 10.
16. Отверните винты и снимите наливную горловину в сборе 8.
17. Ослабьте хомуты и снимите дренажную трубку 7.
18. Ослабьте хомуты и снимите шланг топливоналивной горловины 11.

Установка
Установка проводится в последовательности, обратной снятию, с учетом следующего.
1. Убедитесь, что резиновая прокладка топливного бака не повреждена и не деформирована, после чего надежно закрепите прокладку.

       ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
Если резиновая прокладка повреждена или деформирована, замените ее на новую.

2. Нанесите мыльный раствор на внутреннюю поверхность прокладки и затем установите топливный насос.

       ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
Не наклоняйте топливный насос при его установке. Не допускайте закусывания прокладки при ее установке.

3. Используя специальный инструмент, затяните крышку топливного насоса моментом 49 Н•м.
4. Установите центральную трубу системы выпуска отработавших газов.
5. Залейте топливо в бак.
6. Проверьте герметичность топливной системы.


7.21. Замена топливного фильтра

1. Снимите остаточное давление в топливной магистрали.
2. Снимите впускной воздушный шланг.

Расположение топливного фильтра

Рис. 7.29. Расположение топливного фильтра


3. Придерживая топливный фильтр гаечным ключом, отверните перепускной болт, затем снимите шланг высокого давления (рис. 7.29).

       ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
Поскольку в топливной магистрали возможно остаточное давление, для предотвращения разбрызгивания топлива необходимо накрыть шланг тряпкой.

Элементы крепления топливопроводов к топливному фильтру

Рис. 7.30. Элементы крепления топливопроводов к топливному фильтру: 1 – шланг высокого давления; 2 – перепускной болт; 3 – уплотнительная прокладка; 4 – места удержания гаечным ключом; 5 – накидная гайка главного топливопровода (37 Н•м); 6 – главный топливопровод


4. Придерживая фильтр гаечным ключом, отверните накидную гайку главного топливопровода, затем отсоедините главный топливопровод (рис. 7.30).
5. Снимите топливный фильтр.
6. При установке топливного фильтра используйте новые уплотнительные прокладки. Затяните перепускной болт муфты шланга высокого давления и накидную гайку главного топливопровода требуемыми моментами.
7. После установки топливного фильтра проверьте герметичность топливной системы (нет ли утечек топлива через соединения).
8. Подайте напряжение аккумуляторной батареи к сервисному разъему топливного насоса так, чтобы он заработал.
9. Проверьте герметичность топливной системы под давлением.


7.22. Замена топливного насоса

1. Поднимите подушку заднего сиденья.
2. Снимите защитную крышку.
3. Снимите остаточное давление в топливной магистрали для предотвращения разбрызгивания топлива при разгерметизации.
4. Отсоедините топливопроводы и разъемы, а затем снимите топливный насос.
5. Убедитесь, что резиновая прокладка топливного бака не повреждена и не деформирована, после чего надежно закрепите прокладку.
6. Нанесите мыльный раствор на внутреннюю поверхность прокладки и затем установите топливный насос.

       ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
Если резиновая прокладка повреждена или деформирована, замените ее на новую.

7. Используя специальный инструмент, затяните крышку топливного насоса моментом 49 Н•м.

       ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
Не наклоняйте топливный насос при его установке. Не допускайте закусывания прокладки при ее установке.

8. Проверьте герметичность системы после установки топливного насоса, используя следующую процедуру:
– нанесите мыльный раствор по окружности крышки;
– заглушите шланг системы улавливания паров топлива и главный топливопровод через шланг возврата топлива, создайте в топливном баке давление не более 10 кПа и убедитесь в отсутствии мыльных пузырьков.


 
 
Назад к содержимому | Назад к главному меню